Статья Проектная деятельность как средство воспитания и развития духовно-нравственных качест учащихся
Проектная деятельность
как средство воспитания и развития
духовно-нравственных качеств учащихся
Проект «Встречи с Петербургом» направлен на развитие духовно-нравственных качеств учащихся. Одной из основных задач образования и воспитания подрастающего поколения и в частности порастающего поколения жителей Санкт-Петербурга является духовно-нравственное воспитание и развитие. Особенно актуально эта задача звучит в нашем Великом городе – городе – музее, городе богатой истории и культуры, красота которого известна далеко за пределами нашей страны.
«Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Эта фраза служит лейтмотивом всей работы по воспитанию молодого поколения нашего города.
Одной из наиболее важных характеристик личности несомненно являются духовность и нравственность. Что же такое духовность? По определению в толковом словаре Владимира Ивановича Даля «духовность - это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». В условиях средней общеобразовательной школы решить данную задачу воспитания можно с помощью внеурочной (внеклассной) работы учителя, а так же системы творческих объединений отделений дополнительного образования детей. Результатом внеурочной деятельности учителя и деятельности педагога дополнительного образования является духовно-нравственное приобретение ребенка через его непосредственное участие в различного рода мероприятиях. Духовно-нравственное приобретение ребенка в свою очередь влияет на процесс развития наших детей.
Духовно-нравственное воспитание детей имеет огромное значение в наши дни, о чем свидетельствуют такие современные явления как: расслоение населения по уроню жизни и образованности, воздействие на сознание детей средств массовой информации и видео-аудио-компьютерная технологий, развитие особой молодежной субкультуры, ориентирующей подростков на удовольствия и потребление, нарастание межнациональных, межпоколенных и других видов напряжений. Только активная жизненная позиция самого педагога, его постоянно осуществляемая деятельность, направленная на воспитание и развитие детей, сможет ответить на эти вызовы современного мира.
Для реализации данной задачи и был создан проект «Встречи с Петербургом». Проект является результатом внеурочной деятельности классного руководителя. Основное назначение проекта: обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников.
Идея разработки проекта возникла в ходе поездок с учащимися класса на различные экскурсионные программы. Мы живем в замечательном городе, красоту которого воспевали и воспевают поэты и композиторы, и очень хотелось, чтобы у наших детей возникало желание больше узнать о родном городе, научиться хранить его традиции, преумножать его славу.
Цель проекта: создание условий для развития духовно – нравственных качеств учащихся.
Основные задачи:
Образовательные:
Знакомство с историей, культурой, традициями родного города
Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
Обучение создавать собственное мнение и представлять его перед слушателями.
Воспитательные:
Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов.
Воспитание чувства гордости и ответственности за свой город.
Развивающие:
Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Формирование навыков и умений работать в коллективе.
Способы реализации проекта
1.Экскурсионные программы
Большое значение при работе над проектом играет правильный выбор экскурсионных программ и маршрутов. Велика роль экскурсионных маршрутов. Они дают нашим детям возможность познакомиться с красотой и величием нашего города, узнать и заинтересоваться его историей и традициями, повысить свой интеллектуальный уровень, что способствует разностороннему развитию личности.
Из общешкольной практики видно, что в основном экскурсионные поездки не используются учителями и классными руководителями как продолжение учебного процесса, как форму воспитания, а лишь как возможность отдыха для детей, а учителя выступают в качестве сопровождающих. Это неправильно. Экскурсионные поездки – это всего рода работа, работа ума и души ребенка. Учитель должен в полной мере использовать такие поездки для осуществления обратной связи с детьми, которая позволить определить качество и уровень восприятия новой информации.
2.Посещение музеев
Музей – это сокровищница исторических ценностей, творений великих живописцев, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейные экспозиции, играют роль источника информации о людях и событиях, эмоционально воздействуют на посетителей, вызывают чувство сопричастности к историческим событиям, пробуждают желание узнать больше, проведя собственную исследовательскую работу. Роль исследователей истории могут выполнять не только взрослые, но и дети под руководством взрослых, в частности классного руководителя и родителей.
Велика образовательная функция музеев. В современном мире музей стал средством приобщения человека к культурной среде и решительно выступает противоположностью миру компьютерных технологий . Являясь местом хранения исторических и культурных реликвий, музей становится популярным местом для общения, той культурно-образовательной средой, которой очень не хватает в современном мегаполисе, местом повышения культурного и образовательного уровня наших детей.
Структура проекта
В течение года в проекте «Встречи с Петербургом» могут быть запланированы несколько экскурсий, но работа по каждой из экскурсий должна представлять собой определенную систему, состоящую из следующих этапов:
Этап «До» или подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы (беседа о предстоящей экскурсии), маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе.
Этап «Во время» или собственно экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально - чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении.
Этап «После» или заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной форме (проект-впечатление) спустя некоторое время после экскурсии.
Этап «Представление» - создание презентации на тему экскурсии с использованием фотоматериалов учащихся и их проектов с последующим выступлением перед младшими школьниками. По итогам года возможно выступление перед родителями и педагогами школы с общим проектом по итогам всех экскурсий.
При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а так же последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся учителем в соответствии с известной проектной методикой.
Данная структура проекта включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному.
Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания, пополняют и расширяют имеющиеся, но и учатся их применять в повседневной жизни. Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции проекта.Участники проекта:
Участниками проекта « Встречи с Петербургом» могут быть учащиеся любых классов общеобразовательной школы.
В 2011-2012 учебном году в работе над проектом принимают участие учащиеся 6-а класса ГБОУ СОШ № 327 Невского района Санкт-Петербурга.
В течение учебного года учащиеся посетили следующие известные места Санкт-Петербурга: Екатерининский дворец в Царском селе, музей «Дорога жизни», Эрмитаж, Михайловский Замок. Перед каждой из этих экскурсий был проведен классный час, посвященный истории создания музеев и тем экспонатам, которые выставлены в музее. По итогам экскурсий ребята не только сделали собственные проекты – впечатления от увиденного и услышанного во время экскурсии, но и поделились своими впечатлениями с учащимися 4»г» класса нашей школы. В конце учебного года на последнем родительском собрании мои ученики показали родителям подготовленную презентацию обо всех своих экскурсиях и очень эмоционально, с большим чувством гордости за свой город и его жителей представили свою работу на суд родителей. Это выступление показало, как важно нашим детям знать историю и культуру своей страны, своего города, своего народа. Ребята очень вдохновенно рассказали о своей работе, показали хорошие знания и умение говорить, выражать свои мысли. Родители были очень удивлены и благодарны за проделанную работу.
Все материалы проекта представлены в зале виртуального музея школы № 327 на социально-методическом портале Невского района «Два берега». Данный проект может быть использован не только во внеклассной работе классного руководителя, но и в работе творческих коллективов отделений дополнительного образования детей социально-педагогической направленности.
Заведующий отделением
дополнительного образования детей;
Классный руководитель 6 «а» класса ГБОУ СОШ № 327
Лобова Марина Анатольевна