Методическая статья на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.»


Е.Ф. Анохина
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
МОУ СОШ № 97 с углубленным изучение отдельных предметов
Дзержинского района г.Волгограда
"Чтобы человек был сытым один день, дай
ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю
жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества, рассмотрение предметных знаний и умений, как средств их достижения находят отражения в  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [ 5]. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [ 2,с 17]. Это является целью и основным результатом образования младших школьников . Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Проектная деятельность не является новшеством. История возникновения педагогического явления, известного как «метод проектов», восходит ко второй половине XIX в. Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. [1, с.31] Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования, основанным на идеях компетентностного подхода. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наибольшими возможностями для реализации компетентностно - ориентированного образования обладает метод проектов. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [3,с 76.] Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Работая по УМК « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI века», давно и активно использую проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время, исходя из ряда проблем:     низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;  неумение применять полученные знания на практике;     неумение следовать инструкции, ярко, невысокий уровень развития основных мыслительных операций;    отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. В процессе работы над проектом выделяю следующие этапы:1. Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.2. Стендовая информация о проекте.3. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов. 5. Формирование групп. 6. Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними. 7. Поисковый этап. 8.  Промежуточные отчеты учащихся. 9. Консультации по содержанию и оформлению проектов.10. Обобщающий этап: оформление результатов. 11. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. 12. Подготовка к публичной защите проекта. 13. Заключительный этап: публичная защита проекта. 14. Подведение итогов, анализ выполненной работы. 15. Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам. В 2012-2013 учебном году я являюсь учителем 1 класса и сразу с первого полугодия стараюсь вовлекать учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина». Мы ездили на экскурсии по всем достопримечательным местам нашего города и просто по улицам, там, где живут ребята со своими родителями. План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом.  Вторым большим проектом стал проект «Моя семья». Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй. Распланировать тематику проектов на весь год трудно, желательно учитывать актуальность, интерес и самостоятельность выбора. В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности, формирует большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия). Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».
Литература : 1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2009.
2. Ковалёва  Г.С.,  Логинова  О.Б.  Планируемые  результаты  начального общего  образования. Стандарты  второго  образования.  –  М.:  Просвещение, 2010.
3.Поливанова  К.Н.  Проектная  деятельность  школьников.  –  М.: Просвещение. – 2011.
4.Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч.; ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
5.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.