«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение совещаний в учреждениях образования » Анализ образовательного учреждения


«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение совещаний в учреждениях образования »
Анализ образовательного учреждения
 Диагностика проблем. Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, можно сгладить отклонения от нормы. Согласно другому способу как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. 
Формулировка ограничений и критериев принятия решенийРуководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам, исключительно острая конкуренция, законы и этические соображения. В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
 Определение вариантов решения проблемСледующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными. 
Только после составления списка всех идей следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс. Если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу. Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска. 
Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов (или если информация и анализ субъективны), может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту. 
 Выявление способов реализации.
Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя – выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.
          Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного
           учреждения
 
          Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:
1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз
    тенденций её развития;
2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей
    субъектов образовательного процесса;
3. Анализ и оценка достижений учащихся;
4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек
    роста педагогического коллектива.
 
 
№ Направления проблемного анализа и возможные ситуации Выявленные проблемы Варианты решения проблем
1 2 3 4
1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций её развития
1.1. социальные -Изменение демографической ситуации района, что привело к сокращению детей подросткового возраста
-Изменения в предпочтениях и ценностных ориентиров в семье
  Повышение конкурентноспособности школы в микрорайоне
 
 
Необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.
1.2. экономическая -существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов
-Школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несетполную правовую и финансовую ответственность Ввод корпоративных стимулирующих факторов в целях повышения профессиональных качеств человека.
 
 
Необходимы индикаторы экономической эффективности ресурсов. Автономность и платные услуги
1.3. технологические -Изменилось внешкольное информационное пространство. Риск снижения образовательной привлекательности и конкуренции школы. Повышение информационных возможностей педагогов; расширение технологической базы
2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей субъектов образовательного процесса2.1. Противоречия между социально-образовательным заказом и потребностями учащихся и их родителями и требованиями, предъявляемыми выпускникам школы вузами, рынком труда Проблема согласования социально-образовательного заказа и требований ВУЗа в условиях введения ЕГЭ Совершенствование системы непрерывного профильного образования. Необходимость вести постоянную проектную, информационную, пропагандистскую и теоретическую работу учителей в сотрудничающих с ними  социальных группах
2.2. Сформирована практика построения учебного процесса в школе по схеме профильной дифференциации (выделены и апробированы социально-экономический и социально-гуманитарный профили), но не обеспечивается в полной мере индивидуальный образовательный маршрут школьника. В концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающую предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;Разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения.
3. Анализ и оценка достижений учащихся
3.1. Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе - отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося Создание портфолио учащихся и учителей, формирование портфолио школы.
3.2. В развитии дополнительного образования детей отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков Предложение сектора платных услуг.
 
 4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива
4.1. Повышение квалификациипедагогов  Недостаточный уровень информационной культуры; слабое использование  ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.
  Непрерывность повышения квалификации педагогов через курсы, семинары, дополнительное образование
4.2. Совершенствование воспитательной деятельности          Отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения школьников в социально-культурных ценностях
4.3. В обновлении содержания образования Слабое использование образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения. Создание комплексной реализации гражданского образования в школе
 
 
Таким образом,  выявленные проблемы можно сгруппировать по направлениям:
1. В обновлении содержания образования – не освоенность образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения; отсутствие системы комплексной реализации гражданского образования в школе; слабая межпредметная интеграция; недостаточное использование воспитательного потенциала учебных предметов; отсутствие психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ЕГЭ; отсутствие преемственности дошкольного и начального школьного образования (содержание и педтехнологии).2. В развитии дополнительного образования детей - отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков.
3. Повышение квалификации педагогов  -  не у всех высокий уровень профессиональной позиции педагогов как воспитателей; низкий уровень информационной культуры; недостаточно используют  ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.
4. Совершенствование воспитательной деятельности - отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; слабо представлено содержание воспитательной деятельности  в культурологическом направлении; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей; отсутствие стендов с необходимой информацией из учреждений профессионального образования; отсутствие программы развития научного общества учащихся школы; низкий уровень информационной культуры учащихся.
5.  Совершенствование управления школой - отсутствие инноваций и вариативности форм школьного самоуправления; уровень выстраивания социального партнерства невысокий; средний уровень инновационной активности педагогов; взаимодействие с родителями на уровне управления в некоторых классах формально; отсутствие центра семейного досуга; отсутствие системы и согласованности специалистов в вопросах профессионального самоопределения учащихся; необходимость в разнообразной поддержке детей из малообеспеченных и многодетных семей.               6. Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе - отсутствие «портфолио» как комплексной оценки профессионального развития учителя; отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося.
 
На основании проблемно-ориентированного анализа и проведение социологического опроса всех субъектов образовательного процесса были определены основные направления модернизации образовательного пространства школы через программы, приоритетные проекты:
1. Модернизации методической службы – значимый фактор в повышении профессиональной  компетентности  педагогов  школы.
 2. Проблема качества системы образования   школы, пути его оценки и повышения.
4. Проблема развития и совершенствования информационно- коммуникативной культуры (компетентности) школьных коллективов.
5. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
6. Проблема культурологического воспитания.
7. Развитие детской одаренности
8. Здоровье созидающее образовательное пространство школы
9. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса
10. Безопасность образовательного процесса