Доклад. Приоритетные цели обучения в начальной школе
Приоритетные цели обучения в начальной школе:
1. Целостное гармоничное развитие личности школьника ; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого
2. Становление элементарной культуры деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
3. формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Что такое развитие младшего школьника?
Какие новообразования в личности ребёнка этого возраста относятся к качественным изменениям?
а) развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
б) развитие – это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
в) развитие – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;
г) развитие – это высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.
Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, автора проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов. При этом очень важным условием является учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Интеграция – важный принцип начального образования.
Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребёнком. Эта позиция стала основой разработки интегрированного предмета «Окружающий мир», главной целью которого является формирование у детей осознания единства окружающего мира и взаимодействия его объектов.
Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи.
Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создаёт условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в жизни. Способность использовать полученные знания и умения тесно переплетается с общими учебными умениями. В связи с этим основными задачами начального образования являются формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовности обучения в основном звене.
В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и освоить способы деятельности в результате освоения предметного содержания начального общего образования.
Сегодня, исходя из государственных документов, основных положений, к образовательным результатам относятся:
1. Развитие способности ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций:
Социальные и политические компетенции, коммуникативные компетенции, информационные компетенции, толерантность и самообразование.
Как достичь таких результатов и как измерить это достижение?
Изменение образования указанным образом требует не только изменения учебников, учебных программ, минимальных требований к содержанию образования, образовательных технологий но и самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.
Перед современным учителем стоит актуальная задача организации своей профессиональной жизнедеятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватной этому времени, но и «опережающей жизнеспособностью и компетентностью».
Для того чтобы проектировать современный учебно-воспитательный процесс на основе компетентностей, необходимо сначала учителю понять, что такое «компетентность» и «компетенция», возможности компетенции как компонента потенциального качества подготовки обучающегося.
«Компетентностный подход – основной путь достижения современного качества образования младших школьников».
Задачи:
1.Изучение и анализ различных точек зрения на компетентностный подход в образовании и способы их формирования и развития.
2.Реализация компетентностного подхода на практике.
3.Разработка диагностических материалов по достижению образовательных результатов:
а) способность ориентироваться;
б) формирование пяти ключевых компетенций:
-социальные и политические,
-коммуникативные,
-информационные,
-толерантность,
-самообразование.
Предполагаемые результаты для учителя:
Реализация индивидуальных программ развития ключевых компетенций:
-самообразовательные и исследовательские; организационно – коммуникативные; конструктивно – проектировочные; социально – личностные; адаптивные;
Для ученика:
-Свободное владение предметными знаниями и их применение в повседневной жизни; инициативность в познавательной деятельности, умение планировать свою деятельность и добиваться поставленной цели; склонность к размышлению, аргументация своего мнения;
умение находить информацию из различных источников, перерабатывать и хранить; умение слышать и слушать других, уважать чужое мнение; искренность, отсутствие боязни проявлять свою индивидуальность; способность брать на себя ответственность при принятии решений.