Доклад Цели обучения иностранным языкам


Цели обучения иностранным языкам
в контексте требований ФГОС
второго поколения.
Доклад подготовила:
учитель немецкого языка
МБОУ «СОШ №1 с.Октябрьское»
Плиева Л.Б.
2014г.
В своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот факт, что доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути модернизации российского образования, являются:
– постоянно изменяющаяся структура рынка труда,
– доступность многообразной информации,
– быстрое изменение технологий,
– креативность и творчество – самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности,
– ценность самоидентификации личности.
Эти тенденции определяют ключевые эффекты, которые государство планирует получить от модернизации образования:
– консолидация общества в условиях роста его разнообразия,
– социальное выравнивание общества,
– формирование инновационной экономики, развитие человеческого потенциала,
– формирование российской гражданской идентичности личности,
– взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур,
– конкурентоспособность личности, общества и государства.
Исходя из этого, одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования как элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны.
Осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:
– начальная школа формирует у обучающихся первичные навыки самостоятельного поиска знаний,
–основная школа обеспечивает самостоятельную навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач,
– старшая школа обеспечивает применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
При этом образование наполняется новым содержанием, предусматривающим:
– организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода,
– формирование социокультурной образовательной среды школы,
– обеспечение формирования универсальных учебных действий,
– введение интегрированных предметов (метапредметов),
– непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний,
– обеспечение индивидуализации процесса обучения.
В основу модернизации образования положена идея о том, что развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий.
Перед гуманитарным образованием ставятся следующие задачи:
– формирование у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний;
– умений самостоятельной творческой работы с содержанием современной культуры и социальной жизни как основы самоидентификации личности;
– формирование нравственных ценностей, этики межличностных отношений, актуализация в сознании граждан социальных приоритетов и идеалов, на основе которых формируется социальный климат в обществе, доверие, социальная солидарность и ответственное отношение гражданина к собственной жизни, другим людям, труду, обществу, окружающему миру.
Ключевой задачей системы образования на современном этапе является формирование креативности, интерпретируемой как создание связи между вещами. Только креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое.
Новое содержание образования, новое целепологание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.
ФГОС начального общего образования реализуется с 2011 года. С сентября 2012 года во 2-х классах начнется обучение иностранному языку по новому стандарту.
ФГОС начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение иностранному языку, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции обучающихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении. В соответствии с ФГОС нового поколения изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
– формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника;
развитие познавательных способностей, овладение умением
координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
В 2012 году разрешен переход ряду школ по их желанию (и с условием готовности) на реализацию ФГОС второго поколения основного общего образования. При этом при практической реализации данных стандартов
особое внимание необходимо уделять вопросу преемственности стандартов в части
использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий;
разработки и утверждения образовательных программ и учебных планов;
определения списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе.
В качестве современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС, выступают:
технология развития критического мышления учащихся,
технология проектного обучения,
технология проблемного обучения,
технология формирования универсальных учебных действий,
технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
При разработке учебного плана нужно учесть тот факт, что учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Сюда можно отнести изучение второго иностранного языка, предусматриваемое ФГОС второго поколения, которое может реализовываться образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Минобрнауки России подготовлены методические материалы по организации внеурочной деятельности (письмо от п мая 2011г. № оз-29б0): модели внеурочной деятельности,
условия осуществления внеурочной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 в структуру основной образовательной программы начального общего образования был включен план внеурочной деятельности, являющийся, вместе с учебным
планом, основным организационным механизмом реализации этой программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКОВ В Федеральные перечни учебников включены только издания, прошедшие строжайшую двойную экспертизу: у специалистов Российской академии наук и у экспертов Российской академии образования.
Рекомендованные учебники входят в завершенную предметную линию, а если линия не завершена, то учебник включается в перечень допущенных.
Сейчас используются два основных документа, которые на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент госстандарта общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт. В нынешний перечень включены 846 учебников по всем предметам для основной школы (s-9-е классы), сделанных уже под новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Такая ситуация сохранится, пока идет постепенный переход на новые стандарты.
Выбор учебников осуществляется образовательным учреждением и учителем самостоятельно, исходя из особенностей школы и обучающихся. При этом следует отметить, что внутри концентров необходимо работать по одной линии, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов.
Что касается выбора учебника по иностранному языку, то необходимо учитывать, что в настоящее время завершается диалектический переход к новым формам обеспечения образовательного процесса от учебника к учебно-методическому комплексу как основе информационно-образовательной среды образовательного учреждения: учебник - завершенная предметная линия учебников - система учебников - учебно-методический комплект – учебно-методический комплекс.
Переход от УМК к УМКС реализуется в нескольких плоскостях:
содержательной,
методической (реализация концепции педагогических технологий),
технологической (переход к преобладанию электронного контента).
Содержательно УМКС постоянно обогащаются новыми компонентами, появление которых способствует:
снятию ограничения на объем содержательных ресурсов (он теоретически не ограничен). Это позволяет на практике реализовывать такие важнейшие свойства информационно-образовательной среды как информационная избыточность и открытость (построение индивидуальных образовательных технологий),
замене роли и значению отдельных компонентов УМКС (снижается роль собственно учебника, возрастает роль «шлейфа», особенно электронного),
расширению функции УКМС ( УМКС становится сетевым интегратором все участников образовательного процесса, растет роль методического сопровождения, появляется как функция УМКС - обучение учителя работе с
НИМ).Функционально УМКС становится основным инструментом перехода от устаревшей классической методики к педагогическим технологиям:
позволяет разбить процесс обучения на педагогические обоснованные технологические звенья, реализующие разные образовательные функции,
разработать под каждое технологическое звено свой образовательный ресурс, позволяющий наиболее эффективно решать конкретные образовательные задачи.
Последовательное выполнение определенных образовательных технологических операций позволяет достигнуть принципиально новой ситуации в образовании: учитель, использующий такой УМКС, не может не научить, а ученик не может не научиться.
Технологически УМКС обеспечивает:
рост технологических возможностей производства образовательных ресурсов (рост их педагогических возможностей и ценности),
рост разнообразия технологических устройств использования УМКС (от бумаги до Интернета).
Система учебно-методических комплексов является главным звеном ИОС образовательного учреждения, поэтому, по мнению члена-корреспондента РАО В. П. Дронова, «реально требование реализации ФГОС обеспечивается не системой учебников, а системой современных УМКС.
Только УМКС позволяет реализовывать полный функционал основной образовательной программы:
определять цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса;
формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
При выборе УМКС, особенно ранее использовавшихся, необходимо проанализировать проведена ли их переработка в четырех ключевых направлениях: содержание, методика, дизайн, функциональность.
В отношении содержательной переработки необходимо обратить внимание на=приведение основного содержания учебника в полное соответствие с Фундаментальным ядром содержания общего образования;
обновление и актуализацию содержания, дополнение текста учебника ссылками на дополнительные образовательные ресурсы, в том числе сети Интернет.
Методическая переработка учебника должна включать доработку методического и дидактического аппарата с целью усиления при работе с учебником возможностей для реализации системно-деятельностного подхода. При оценке переработки дизайна учебника следует учесть следующее:
соответствие оформления возрастным особенностям школьников,
наличие красочных иллюстраций,
наличие системы навигации.
Функциональная переработка учебника предполагает переработку с позиций превращения его из единственного и самодостаточного источника информации по предмету в основу - ядро информационно-образовательной
среды, неотъемлемой частью которой являются как традиционные (авторские рабочие программы, методические пособия, рабочие тетради) электронные приложения, так и современные компоненты (электронные приложении, поддержка в Интернете).
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Учитель, начинающий работать по УМКС, прежде всего должен хорошо познакомиться с теми теоретическими положениями, которые лежат в его основе. Только в случае, если учитель согласен с подходами авторов, он останавливает свой выбор на конкретном УМКС.
При выборе учебника по второму иностранному языку желательно обратить внимание также на такие критерии, как:
насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт школьника, имеющийся из первого иностранного языка;
насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры;
соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком;
имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого биполярного и триполярного сравнения языков и культур;
наличие заданий проблемного творческого характера;
сочетание различных форм работы: индивидуальной/парной/фронтальной /дискуссий/проектов/игрового обучения;
циклическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость;
педагогическое, а не лингвистическое изложение грамматики (индуктивное).
В качестве дополнительных к основному УМК, а также с целью улучшения качества подготовки выпускников по английскому языку к ЕГЭ, для качественной подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам, приреализации элективных курсов и кружковой работы допускается использование учебных пособий зарубежных издательств.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
В настоящее время идет смещение акцента в процессе обучения иностранному языку на деятельность учащегося и формирование автономии последнего как его личностной характеристики.
Эффективно реализовать эти подходы позволяют, в частности, «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», содержащие положения современного подхода к обучению неродным языком на различных образовательных уровнях и в разных условиях. В этом документе дано также описание системы уровней владения изучаемыми языками и инструментария, позволяющего человеку определить эти уровни.
Данная система уровней составляет основу и ФГОС второго поколения, которые определяют уровень владения иностранным языком учащимися по окончании основной школы как допороговый (уровень Аг в терминах Совета Европы), для выпускника непрофильного класса средней общеобразовательной школы - пороговый (Во по первому и второму иностранному языку, а выпускника профильного класса - выше порогового (Вг) по обоим иностранным языкам.ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
При этом имеет место:
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценка динамики учебных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки и др.)сочетание внутренней и внешней оценки;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность
использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия с предметным содержанием, выполняемые обучающимися.
Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений ит.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.
Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.
В образовательных учреждениях, реализующих ФГОС основного общего образования, при оценивании успешности овладения иностранными языками должны приниматься во внимание, прежде всего, оценки за выполнение речевых заданий: высказываться по теме, участвовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме.
В основные объекты контроля должны включаться следующие аспекты. Прежде всего, умение понять и извлечь информацию из прочитанного иноязычного текста. Далее несомненным объектом контроля является умение высказаться на иностранном языке и участие в диалоге, т. е. говорение и, наконец, умение понимать на слух иноязычные высказывания. К умениям общения на иностранном языке относится также умение письменно выражать свои мысли.
В настоящее время в большинстве школ оценивание сформированности речевых умений ведется по пятибалльной системе. Вместе с тем начинает распространяться тестирование как средство контроля, особенно при проверке чтения и понимания на слух. Речевые умения, связанные с выражением мысли (говорения, письмо), могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом, либо с помощью речеориентированных знаний.
С помощью тестов и тестовых заданий удается более точно определить уровень сформированности речевых умений по иностранным языкам, так как учитель опирается на большее количество баллов, т. е. сумму баллов за каждое из выполненных заданий, поскольку тест состоит из ряда заданий.
Исходя из существующей практики, сделана попытка наметить критерии выставления оценок. Ориентиром объективного оценивания современных школьников также должны служить требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования и среднего (полного) общего образования, закрепленных в ФГОС.