Обеспечение повышения качества подготовки обучающихся по математике к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Обеспечение повышения качества подготовки обучающихся по математике к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат. Преподавая на протяжении 35 лет математику в школе, у меня сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки обучающихся к ЕГЭ. По результатам неоднократного тестирования, я ежегодно разрабатываю программу. Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду мониторинг ЗУНов обучающихся по всем темам, начиная с 5 по 11 классы. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики. Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями. Одно из направлений организационно-методической работы - создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк вариантов КИМ прошлых лет, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Известно, что тестовые технологии имеют положительные и отрицательные стороны. Тестовая форма контроля не всегда даёт представление о глубине и качестве знаний, о математических способностях ученика. Они должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями обучющихся в нужном месте и определённых временных рамках. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому я тщательно подхожу к их отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. Помимо этого активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе Мои оучающиеся- активные участники муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсов и олимпиад по математике Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагога. В период я обучаюсь на курсах по подготовке к итоговой аттестации в 9-11 классах. Принимаю активное участие в муниципальных семинарах в работе школьного методического семинара.Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ЕГЭ, права обучающихся во время проведения ЕГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации (прошлых лет). Совместно с другими педагогами разъясняю эти документы на специальных занятиях. Неоднократно провожу родительские собрания совместно с обучающимися, с приглашением, психолога, учителей предметников. На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации.Более подробно остановлюсь на формах работы в ходе непосредственной подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ. Провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и варианты прошлых лет. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Ряд вопросов, таких как свойства функций, решение логарифмических неравенств, решение простейших тригонометрических уравнений, решение рациональных неравенств, использование оценки левой и правой частей уравнения вызывают серьёзные затруднения учеников. Над этими темами ведется более углубленная работа. Многие ученики не понимают какую-либо тему из-за того, что информация, изложенная в их учебнике, не снабжена подробными объяснениями и примерами. Поэтому всегда имею под рукой еще два-три аналогичных пособия других авторов, ведь вполне возможно, что какой-либо раздел один из авторов объясняет лучше других. Задачников также использую несколько. В одних задания с подробными решениями, в других – только ответы на задания. В тех случаях, когда задание, приведенное без решения, у учащихся не получается решить даже после многочисленных попыток, предлагаю подобное задание, приведенное с подробным разбором решения. Ведь существуют задания, для выполнения которых требуется не столько теория, сколько знание приемов решения. Именно эти приемы помогаю усвоить из готовых решений.Для экстренной подготовки использую решение тренировочных заданий по математике с параллельным погружением в теорию (по мере необходимости). Если времени на подготовку мало, то сначала пробуем решить задание, понять в чем состоят пробелы, а потом уже обращаемся к теории (то есть усиленное внимание обращаю на теоретические моменты, которые присутствуют именно в заданиях ЕГЭ). В то же время, стараюсь дать необходимый базовый набор знаний по каждому разделу. Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне. Создаю единые представления о математических методах и подходах в решении различных задач. В наиболее сложных заданиях ЕГЭ объясняю ключевые моменты решения, и в объяснениях указываю, к примеру, свойства функций, а это как раз можно отнести к базе математических знаний первой необходимости. Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ЕГЭ) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Однако в условиях недостатка времени не всегда удается провести полноценную самостоятельную подготовку – перегруженному старшекласснику сложно каждый день выделять по нескольку часов на решение заданий. Но желательно, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки. К примеру, основные формулы, которые могут потребоваться при решении задач, рекомендую записать на небольших бумажных или картонных карточках. На одной стороне карточки – сама формула, на другой – ее название либо название раздела, к которому она относится. Такие карточки можно перекладывать по порядку. Сначала можно просматривать ту сторону карточки, на которой написана формула, стараясь вспомнить то, что написано на обратной стороне. Затем задание следует усложнить – просматривать стороны карточек в обратной последовательности: сначала название формулы, затем, после припоминания – требуемую формулу. Особенно подходит этот способ для запоминания тригонометрических формул, а также – для усвоения геометрических соотношений, формул площадей и объемов фигур. При решении задач с параметрами требуется не только знание формул, но и знание возможных случаев из области допустимых значений функций, встречающихся в таких задачах. Такую информацию также можно разбить на элементы и разместить на карточках. Для того, чтобы просматривать карточки, требуется совсем немного времени, ведь информация, содержащаяся на них, является самым лаконичным, разбитым на примерно равные порции, конспектом. При быстром повторении какой-либо темы на просмотр информации, относящейся к данному разделу, потребуется не более пяти минут. Просмотр карточек (при условии, что информация, содержащаяся на них, уже ясна ученику) не менее эффективен для запоминания, чем чтение учебника. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Разрабатываю также задания с использованием анимации, фотографий и видеофрагментов. При создании и компоновке обучающих блоков учитываю, что дети по-разному воспринимают визуальную и звуковую информацию, по-разному анализируют задания, использующие формулы, схемы, текст и т.д. В тренировочных блоках одно и то же понятие закрепляю при выполнении заданий в виде словесных конструкций, заданий, требующих анализа числовых закономерностей в таблицах, анализа хода графиков и функций. В ходе выполнения обучающих блоков осуществляю фиксацию правильности выполнения заданий, числа попыток, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы: в ноябре, декабре и в феврале. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации. Подытожить выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдачи ЕГЭ происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы обучающихся как в урочное так и во внеурочное время, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения. Хорошие результаты ЕГЭ по математике позволили выпускникам школы успешно решить свои жизненные планы.