Краткосрочное планирование урока русского языка для 7 класса Правописание мягкого знака в наречиях. Правописание О и Е на конце наречий после шипящих


СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
2015 – 2016 учебный год
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе «Б»
урок Ключевые цели урока
Принципы и порядок достижения требования обучения (тема) Используемые активные способы преподавания
Виды  работ на уроке Результаты урока
Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать? Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения
Выяснение эффективности процесса обучения
каждого учащемуся
Учет потребностей каждого ученика при планировании Ресурсы и оборудование
Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить Кол-во часов
46/8 Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буква ь после шипящих на конце наречий. Каждый учит каждого
Обучение с помощью компьютера
Кластер Знают орфографическое правило по изученной теме, записывают краткие прилагательные на -о, -е,
наречия и созвучные слова других частей речи (красиво написать – здание красиво) Формативное«2 звезды, 1 желание»,
устная обратная связь,
Оценочный лист для групп,
самооценивание с образцом ответов.
Суммативное (критериальное)  Умеют работать в группе, парах, совместно решают поставленные учебные задачи. Слушают выступления других групп и оценивают их. Презентация к уроку
Раздаточный материал по теме: учебники, интерактивная доска, слайды,
ватман,
маркеры,
карточки с заданиями,
стикеры,
смайлики
1
Ссылка УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent" постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2007. – 320 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.
Раздел учебной программы Грамматика. Морфология. Наречие.
Тема урока Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буква ь после шипящих на конце наречий. § 36, с. 126
§ 37, с. 127
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
правописание О/Е после шипящих в именах прилагательных и существительных
уметь формулировать высказывание, понимать причины успеха;
писать –О/Е после шипящих в наречиях и правописание Ь знака в наречиях владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
Цель урока Выработка навыков правописания О-Е после шипящих в наречиях. Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения правописания наречий на О-Е после шипящих.
Задачи урока Образовательный аспект: систематизация имеющихся знаний и навыков правописания мягкого знака в различных частях речи. Выработка навыка написания мягкого знака после шипящих в наречиях.
Развивающий аспект: находить и объяснять отработка навыка написания суффиксов –о, -е на конце наречий после шипящих; развивать навыки написания мягкого знака на конце наречий; развивать связную речь.
Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Использование стратегий позволит ученикам развить навыки самостоятельной работы с новой информацией, систематизировать, формулировать выводы; научит работать в группе, чувству ответственности за результат обучения.
Ожидаемые результаты Учащиеся усвоят правописание мягкого знака на конце наречий, а также правописание наречий на О-Е после шипящих.
Необходимые предварительные знания и уменияОпорные знания Правописание -ться и -тся , мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа - §74, с.243, 5класс.
Повторение написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи §32, с.106, 5класс.
Полные и краткие прилагательные - §67,с.219, 5 класс.
Культура речи Расширение речевой компетентности.
Развитие речи Правильно образовывать наречия; обогащение словарного запаса учащихся наречиями.
Внутрипредметные связи Морфология – орфография – развитие речи
Синтез Русский язык – литература - информатика
Домашнее задание §36,с.126. §37,с.127; §37, с.127.
Упражнение № 291 стр.128.
Учить слова в рамочках на полях учебника.
Дополнительные задания Подготовить материал игры «Третий лишний», используя программу PowerPoint (за образец взять упражнение № 286 с.126).
Алгоритм правописания мягкого знака в различных частях речи, работу выполнить в программе PowerPoint.
Составить словарный диктант в программе Excel.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска
Дидактические материалы таблица «Правописание О-Е после шипящих на конце наречий», «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий»; РДМ – карточки с заданием
Оснащение фломастеры,
Список литературы, используемой для разработки занятия Лазарева Л.А. Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г. – 280с.
Разумовкая М.К. Уроки русского языка в 6 классе. Пособие для учителей. - Учпедгиз, 1953г. – 227с.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока время Деятельность учителя Деятельность учащихся ОдО модуль РЕСУРС
  І.
ПОБУЖДЕНИЕ
Оргмомент1
Приветствует учеников.
Готовятся к уроку учебник, тетради, фломастеры
2 Создания коллаборативной среды
Выразите цветом свое настроение. Показывают цветную карточку, соответствующую настроению. Мотивация учебной деятельности.
Формулируют  цели
и задачи урока Словесная оценка и поощрение  
Делит учеников на группы:
Цветные магниты. Вытягивают из коробочки цветные магниты.
Проходят в свои рабочие группы. Деление на группы 2 2.
ПАМЯТКА,
когда мы работаем вместе.
Внимательно читать задания.
Мнение каждого важно.
Вместе мы выработаем правильное решение.
Выработать выступление.
Слушать внимательно.
Ценить время.  Пересматривают условия/правила совместной работы Подготовка к осознанному восприятию темы.
- Сегодня двоек ставить не буду. У нас сегодня будет очень интересный урок. Сейчас я вам раздам листы для саморефлексии, а вы в конце урока отметите маркерами свои ощущения и поставите оценку мне, себе и его величеству уроку. Учащиеся слушают учителя. самооценивание СЛАЙД
с вопросами
Орфографическая пятиминутка Задание.
Вставьте пропущенные буквы.
шОрох, шЁпот, разжЁг костер; сильный ожОг на руке; шОфер, шОссе, решЁтка, дешЁвый, клочОк, внучОк, внучОнок, овражЕк, свечОй, задачЕй, плащОм. ландышЕм, ночЁвка, жжЁт, трущОба, окружЁнный, бечЁвка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Работа в паре.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
взаимопро-верка. СЛАЙД
контрольный лист
Целе-полагание.
Постановка целей и задач урока Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Как вы считаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке.
- Какие задачи надо решить, чтобы все смогли понять, повторить, выучить изучаемое правило? Называют тему урока.
Самостоятельно формулируют задачи урока. само-оценивание Подготовка учащихся активному восприятия новой темы
Распредели-тельный диктант Задание.
Распределите ниже записанные слова по названным орфограммам.
Вспомните и запишите, в каких классах изучались данные правила. Для выполнения данного задания воспользуйтесь учебниками для 5-6-7 классов.
Дополните таблицу 1-2 примерами.
Тучей, бережок, мечом, овражек, плащом, холщовый, ещё, ситцевый, большой, свинцовый.
О-Е после шипящих в окончаниях §
О-Е после шипящих в суффиксах существительных §
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных §
О-Е после шипящих в наречиях §
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Работа в парах.
Работают по заданию.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Формулируют выводы.
Взаимопроверка в группе.
взаимо-проверка тетрадь
Выводы Координирует работу. Слушает выводы.
Мотивирует учащихся к обмену мнениями, к выводу. Самостоятельно формулируют выводы Работа над новым материалом Задание.
Создайте таблицу в рабочей тетради.
Учитель диктует прилагательные.
Учащиеся образуют от них наречия, записывают их рядом;
затем читают,
ставят ударения,
подчеркивают О – Е после шипящих.
О – под ударением Е - без ударения
горячий – горячо певучий – певуче
хороший – хорошо неуклюжий – неуклюже
свежий - свежо блестящий - блестяще
Учащиеся образовывают от прилагательных наречия, записывая результат в тетради.
Распределяют по колонкам.
Формулируют выводы.
само-оценивание тетрадь
вывод Подводит учащихся к выводу.
Учитель предлагает, изучив записанные слова, сформулировать вывод выполненной работы. самостоятельно формулируют вывод:
на конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е, исключение – ЕЩЕ. само-оценивание словарь-справоч-ник
Работа с учебником - Прочтите самостоятельно правило. § 36, стр. 126 – последний абзац.
- Что можно добавить к нашим выводам? Чтение параграфа.
Мы сформулировали все выводы __________ само-оценивание учебник
ОСМЫСЛЕНИЕ
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Тренировочные упражнение Упражнение № 286.
Ира «Третий лишний».
Правило игры: определите слова, правописание которых относится к одному правилу.
Разж_г костер, подж_г дрова, совершить подж_г.
Ч_рствый, деш_вый, горяч_.
Ж_лоб, трущ_бы, чащ_ба.
Ещ_, зараж_нный, напряж_нный.
Корч_вка, крыж_вник, ноч_вка.
Ж_кей, щ_голь, ш_фер. Слушают, находят лишнее слово.
Формулируют выводы-ответы. само-оценивание учебник
Задание.
Образовать наречия от причастий настоящего времени, подчеркнуть безударную гласную, устно составить предложения с 2-3 наречиями.
Волнующий, подкупающий, поражающий, раздражающий, угрожающий, умоляющий, уничтожающий, предостерегающий. Работают по заданию
Сразу формулируют выводы (по каждому примеру отдельно)
После выполнения задания проводит взаимо-оцениваниететрадь
Работа над 2-й частью изучаемой темы Задание.
Изучите § 37 на стр. 127.
Заполните таблицу примерами.
Сформулируйте выводы о правописании мягкого знака в различных частях речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Групповая работа.
Учащиеся заполняют таблицу.
Формулируют выводы.
Выступление спикера.
Слушают выступления других групп. взаимооценивание РДМ
Выводы Слушают выступления групп.
Еще раз напоминает, что не после всяких шипящих на конце наречий пишется мягкий знак, а только после ш, ч и всего в одном случае (настежь) – после буквы ж.
Исключения: уж, замуж, невтерпеж. Выступление спикеров
Взаимо-оценивание Веселые рифмы Не хочешь двойку получить, спеши скорее заучить:
В наречиях на шипящую
В конце есть Ь:
Наотмашь, настежь, напрочь –
Не выучу никак!
«Уж замуж невтерпеж», -
Твердит сестрица,
Ей Ь знак порою снится,
Но в этих трех словах
Не нужен он нисколько, И ни к чему словарь -
Запомни да и только. Л.А. Орлова Слушают стихотворение. Игра Задание.
Замените данные выражения одним словом.
Всадник мчался во весь опор.
Дерево усыпано плодами.
Мне очень-очень надо это сделать… Подбирают синонимы к выражениям.
Вскачь
Сплошь
НевтерпежВЫВОД Сформулируйте основной вывод Формулируют вывод Выборочный диктант Диктует предложения.
Задание.
Выпишите слова, в которых надо писать Ь знак.
Луч солнца выглянул из-за туч.
Кругом тишь, только слышно, как шуршит камыш.
Сестра вышла замуж.
Хорош лес зимой.
Мороз жгуч, воздух свеж.
Всадник пустил лошадь вскачь.
Берега сплошь заросли тростником.
Глядишь и не знаешь, идет или не идет его (Днепра) величавая ширина.
Увеличь число.
Матушка-рожь кормит всех сплошь.
- Сколько слов вы выписали? Выписывают слова:
тишь,
вскачь,
сплошь,
глядишь,
не знаешь,
увеличь,
рожь,
сплошь.
Взаимо-проверка Вывод Контролирует озвученные слова.
- Сформулируйте вывод. Формулируют вывод РЕФЛЕКСИЯ Предлагает заполнить рефлексивный круг, поставив метку фломастером.
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на собственную деятельность
71755128905
Слушают учителя
Учащиеся оценивают свою деятельность.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Оценивают деятельность учителя саморефлексия ОдО СЛАЙД
фломастеры
Ярмарка-продажа домашнего задания Учитель выдает лист, на котором записаны все варианты домашнего задания.
Задания для всех:
§36,с.126. §37, с.127 – учить.
Упражнение № 291 с.128
Слова в рамочках на полях учебника – учить.
Ярмарка-продажа
«5»
Подготовить материал игры «Третий лишний», используя программу PowerPoint (за образец взять упражнение № 286 с.126).
Составить словарный диктант с ответами в программе Excel.
«4»
Алгоритм правописания мягкого знака в различных частях речи, работу выполнить в программе PowerPoint.
Выписать в словарь-справочник
Выписать пословицы, в которых есть наречия на изучаемое правило. Учащиеся выбирают себе комбинацию подходящих для него заданий.

Фиксируют ДЗ в дневник, уточняют его выполнение. Обмениваются мнениями о состоявшейся работе ОдО дневник
САМООЦЕНКА
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Задание.
Вставьте пропущенные буквы.
Ш___рох, ш___пот, разж___г к__стер; сильный ож___г на руке; ш___фер, ш___ссе, реш___тка, деш___вый, клоч___к, внуч___к, овраж___к, свеч___й, задач___й, плащ___м. ландыш___м, ноч___вка, жж___т, трущ___ба, окруж___нный, беч___вка.
«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-5 ошибки
всего ошибок _____ моя оценка «____»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Задание.
Распределите ниже записанные слова по названным орфограммам.
Вспомните и запишите, в каких классах изучались данные правила. Для выполнения данного задания воспользуйтесь учебниками для 5-6-7 классов.
Дополните таблицу 1-2 примерами.
Тучей, бережок, мечом, овражек, плащом, холщовый, ещё, ситцевый, большой, свинцовый.
О-Е после шипящих в окончаниях
§____ с. ______; ____ класс
О-Е после шипящих в суффиксах существительных
§____ с. ______; ____ класс
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
§____ с. ______; ____ класс
О-Е после шипящих в наречиях
§____ с. ______; ____ класс
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задание.
Изучите § 37 на стр. 127.
Заполните таблицу примерами.
Сформулируйте выводы о правописании мягкого знака в различных частях речи.
ПИШИ МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
существительное
ж.р., 3-го скл. глагол 2-е л., ед.ч., наст. вр. глагол
в повел. накл. глаголв неопред. форме
§____, с. ____ 5 класс §____, с. ____ 5 класс §____, с. ____ 6 класс §____, с. ____ 6 класс
можно ли составить таблицу «Не пиши мягкий знак после шипящих?»
ОТСУТСТВИЕ МЯГКОГО ЗНАКА
щ. не ||| склонения
§___, с.____, 5класс кр. прилагательное
§___, с.____, 5класс наречие: после ж
§___, с.___, 7класс исключения: