Конспект выступления на методическом объединении
Концепция программы
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.Учитель должен быть:- увлечен своим делом;- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;- профессионально грамотным;- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;- проводником передовых педагогических технологий;- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;- кружки по интересам;- конкурсы;- интеллектуальный марафон;- участие в олимпиадах;- работа по индивидуальным планам;- научно-исследовательские конференции.
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося
2.Состав семьи, ее структура
3. Жилищно-бытовые условия
4. Взаимоотношения в семье
Наличие отклонений от норм поведения в семье:
5.Культурный уровень семьи
6.Воспитательный потенциал семьи
7. Характер ребенка:
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные
отрицательные
8. Положение ребенка в коллективе
9.Учебная деятельность: успеваемость
мотивация обучения
посещаемость уроков
познавательный интерес
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда
участие в трудовых делах
12.Пролучение дополнительного образования
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.
Учащийся
1. Индивидуальная работа
Формы мероприятий Темы Сроки проведения Результаты
уч.. год уч.. год
Урочные и внеурочные мероприятия
Внеклассные мероприятия
Занятость в свободное время Поручения Участие в мероприятиях
Музыкальная школа Концерты, выступления
Занятия Участие в спектакле, в конкурсе,в классных тематических праздниках
Кружки Классные конкурсы, школьные конкурсы, защита проектов
2. Вовлечение в коллективную деятельность
Работа с родителями.
Характеристика семейного воспитания
По материальной обеспеченности семья
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья
По взаимоотношениям
По семейным ориентациям
Позиция семьи Отношение родителей Последствия в формировании личности
Педагогически оправданная позиция Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности Нормальное развитие личности, адекватная самооценка
Филиал МБОУ Покровской СОШ «Ольховская ООШ»
Работа с одаренными детьми
Учитель биологии
высшей категории
Сочилина Н.А.
2012 – 2013 уч.г.