Урок в 10 кл Ненаучное познание


Тема урока «Ненаучное познание»
Цели:
Сформировать представление учащихся о разнообразных способах и формах ненаучного познания окружающего мира.
Развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебником и источниками, анализировать и делать выводы из изученного.
Помочь в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем её многообразии и противоречивости, умение применять в реальной жизни различные формы ненаучного познания, опираясь на опыт предшествующих поколений.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, эсхатология, ритуал, миф.Оборудование:
Учебник: Обществознание, часть 1, 10 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2003.
Дидактические материалы по курсу “ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО” 10-11 классы, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007.
Рабочие листы учащихся.
Раздаточный материал.
Проектор, экран, компьютер.
Подготовка урока: класс предварительно делится на 5 групп.
План урока.
“… “Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре”.
И. С. Тургенев.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
Мифология.
Жизненный опыт.
Народная мудрость и здравый смысл.
Познание средствами искусства.
Паранаука.
III. Закрепление нового материала.
IV. Обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
 I. Организационный момент.
Беседа по вопросам:
Что такое познание?
В чем особенность научного познания?
А как еще можно познавать мир?
Как вы думаете, к какому виду познания можно отнести эпиграф нашего урока? Попытаемся это выяснить.
II. Изучение нового материала
По вопросам 1 – 5 организуется работа в группах, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания по карточкам. Итогом работы является создание кластера и его защита.
Карточка № 1 “Миф и познание мира”
Используя, радел “Мудрость мифа” параграф 10, и статью “Диалектика мифа” выполните задание:
Определите виды мифов.
Черты мифологии.
В чем отличие мифологии от науки?
Карточка № 2 “Жизненный опыт”
Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 10 ответьте на вопросы:
Что такое жизненный опыт?
На чем основан жизненный опыт?
Чем отличается жизненный опыт от науки?
Почему жизненному опыту соответствует свой язык?
Приведите примеры жизненного опыта.
Карточка № 3 “Народная мудрость и здравый смысл”.
Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 10 ответьте на вопросы:
Что такое народная мудрость?
Выделите её отличительные черты?
Что такое здравый смысл?
Чем он характеризуется?
Карточка № 4 “Искусство как вид познания”.
Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 10 ответьте на вопросы:
В чем особенности познания средствами искусства?
Что такое художественный образ?
Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека?
Карточка № 5 “Там где кончается наука”.
Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 10 ответьте на вопросы:
Что такое паранаука?
Почему она возникла и существует?
Каковы её черты?
Ш. Закрепление нового материала.
В ходе урока учащиеся задают друг другу вопросы и заполняют рабочие листы.
После представления результатов работы группы учителем используются соответствующие слайды презентации “Ненаучное познание”.
Приложение 1. Презентация “Ненаучное познание”.Приложение 2. Рабочий лист ученика.Приложение 3. Раздаточный материал.Проверка полученных знаний . Решение тестов (Задания из вариантов ЕГЭ)
1.Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
2.Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1) теоретического анализа
2) социального эксперимента
3) непосредственного наблюдения
4) обобщения повседневного опыта
3.Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
1) любому виду познания
2) научному познанию
3) обыденному познанию
4) рациональному познанию
4.Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание фактов
2) проведение наблюдений
3) накопление экспериментальных данных
4) выдвижение гипотезы
5.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
1) образность А) наука
2) логическая доказательность Б) искусство
3) эстетическое освоение мира 4) воздействие на эмоции человека 5) комплексное описание объекта Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4 5
6.Завершите фразу:
«Практика выступает одним из __________ __________».
Ответы 1-4, 2-1,3-2. 4-4, БАББА, критерий истины.
IV. Обобщение изученного материала: обсуждение эпиграфа урока. Учащиеся приходят к выводу о том, что грань между научным и ненаучным познанием очень тонкая.
Оценивание
V. Домашнее задание: Прочитать параграф 10,ответить на вопросы №5,7 стр 81, закончить решение тестов. Привести примеры ненаучного познания из СМИ.
Словарь урока.
1 Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного
опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя.
2 Миф (от греч. mythos – слово) – рассказ, в котором при помощи фантазии
объясняются непонятные для древних людей явления окружающейдействительности.
3 Мифология – совокупность мифов одного народа. Например, греческая
мифология.
4 Народная мудрость – обобщенные практические знания
5 Паранаука – околонаучное знание.
6 Ритуал – форма последовательности действий.
7 Художественный образ – специфический способ художественного познания.
8 Эсхатология – (от греч. "конец" и логия) - система взглядов и представлений о
конечной судьбе мира и человека.
9 Познание - процесс деятельности человека , основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получения нового знания об окружающем мире.
Приложение 2
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика_______класса__________________
(Фамилия, имя)
Тема: Ненаучное познание
«… «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
И. С. Тургенев
План урока:
Мифология.
Жизненный опыт.
Народная мудрость и здравый смысл.
Познание средствами искусства.
Паранаука.
Мифология
Виды мифов:
Черты мифологии:
Отличие мифологии от науки:
2. Соотнесите вид мифа с отрывком:

п/пОтрывок Вид мифа
1. Но каждый год покидает свою мать Персефона.
И вся природа горюет об ушедшей.
Когда же возвращается к Деметре её дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям… Биографический
2. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Календарный
3. Шло время, и люди постепенно начали забывать о богах. Решил Зевс наслать на землю потоп и уничтожить весь людской род. Творение мира
4. У прекрасной Алкмены, царицы города Фивы, родился от Зевса ребенок, которому дали имя Геракл. Зевс знал, что именно этот его сын станет героем – защитником людей и богов, и был очень рад его рождению. Эсхатологический
Жизненный опыт
На чем основан жизненный опыт
Чем отличается жизненный опыт от науки
Почему жизненному опыту соответствует свой язык
Задание: Из перечисленного укажите, что относится к жизненному опыту.
Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей информации
Все люди стремятся к материальному достатку
Домашняя копейка лучше заезжего рубля
Чтобы не убежало молоко, нужно добавить чайную ложку сахара
Народная мудрость и здравый смысл.
Выделите отличительные черты народной мудрости
Чем характеризуется здравый смысл
Приведите примеры народной мудрости и здравого смысла
Познание средствами искусства.
В чем особенности познания средствами искусства
Что такое художественный образ
Чем отличается результат познания средствами искусства от других результатов познавательной деятельности человека.
ПаранаукаЧто такое паранаукаПочему она возникла и существует
Каковы её черты
Прочитайте статью и ответьте на вопрос.
В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.
Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Министерство образования Республики Башкортостан.
Аургазинский районный отдел образования.
МОУ СОШ д. Кебячево.
Разработка урока по обществознанию
в 11 классе.
Разработал учитель истории
Язданов Н.Г.

Кебячево – 2008 год.