Тест как один из видов контроля в период промежуточных аттестаций в 5-9 классах.


Тест как один из видов контроля в период промежуточных аттестаций на уроках русского языка.
Несомненно, наряду с другими, популярными формами контроля знаний учащихся, тест занимает своё, востребованное временем место доступностью, объективностью, самостоятельностью, решимостью.
«Тест – стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» {1}. «Тест» - с английского слова (испытание, проверка, проба) {1}. Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий» {2}.
«Родоначальником тестого движения можно назвать английского учёного Френсиса Гальтона. В 1884г. В США вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Это был первый в истории случай использования простейших расчётов в педагогической деятельности. Первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Ли Торндайку. К концу 19 века в Европе сложились две традиции в контроле знаний. В одной (нем.) упор делался на устные формы экзамена, а в другой (анг.) – это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось 10 – 12 коротких заданий из разных тем. Первая попытка научного измерения интеллектуальных способностей детей была сделана в начале 20 века во Франции. Авторы созданного для этой цели теста А. Бине. Т. Симон провели эмпирическую проверку заданий, претендующих на включение в тест. Для достижения сопоставимости данных и минимизации ошибок измерения А. Бине, Т. Симон приложили к тесту инструкцию по проведению тестирования.» {3}
«До 1917 года вопросом тестирования в России уделялось недостаточное внимание. В 1926 году тесты стали создаваться на основе американских тестов.
В 1930-е годы 20 века разработкой тестов занимались Блонский, Василевний и др. Те тесты, которые были выработаны, используются и сегодня.
В 1980-е годы-ЭВМ. Талызина начала разрабатывать тесты по программированному обучению, Беспалько, Эльконин по проблемам педагогических технологий.» {3}
« Современное понимание тестов и процесса тестирования можно развести по уровням (Майоров):
1) Бытовой уровень. Тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов, который стоит в одном ряду с головоломками и кроссвордами;
2) Словарный уровень. В этом понимании выделяются основные составляющие понятия тестирования, но не учитываются особенности процедуры создания, использования, анализа, специфичные для той или иной сферы применения;
3) Научный уровень. Данный уровень наиболее точен, так как он учитывает особенности тестов, отражает требования к ним, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования.
В России сегодня интенсивно развивается теория и практика педагогических измерений. И.А. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер обобщили зарубежный и отечественный опыт, разработали методологию научного подхода к тестированию.»{3}
«Итак, история развития тестирования показала, что тесты являются важным способом оценки педагогической деятельности». {3}
Только, если учащийся не понимает природу теста, его работа будет носить поверхностный характер; в лучшем случае он будет пользоваться «методом тыка». Результат таких работ не привнесёт оптимизма и чувства самореализации, следовательно, она будет иметь обратный эффект: неуверенность в себе, бесперспективность стремления к качественной учёбе, станет причиной сумбура в понятиях, а не системы и системности. Одним словом, любая работа должна соответствовать возрасту, изученному материалу согласно программе, доступности, решимости, достижению успеха.
Немалую роль, думаю, играет в этом проба своими силами составить тесты. Даже если в начальной школе метод тестирования применялся, то в 5 классе данный вид контроля я начинаю с нуля: изучая (повторяя) тот или иной раздел, пытаемся составить материал для теста под общим названием
« Найди лишнее», «Четвёртый лишний», «Поймай и удали», «Сделай выбор» и т.д. Например, закрепив тему «Части речи», дети в группах предлагают по 4 вопроса (количество вопросов заранее оговаривается) к одному пункту следующего характера:
грач силач калач задач;
тиш… мыш… глуш… туч…;
реч… печ…. дич… алле…;
(о) хорош…м (о) пригож…м (о) схож…м (с) син…м;
бег стук грохот (2 слога) пруд;
стро…т шепч…т кле…т держ..т;
стро…ть шепт…ть кле…ть держ…ть;
могуч… туч… круч… дич…;
дру… пиро… поро… паро…;
дядя тётя Катя секция;
Естественно, в процессе составления вопросов обращаем внимание на то, как корректно к каждой группе сформулировать вопрос, т.к. во многих случаях в одной и той же группе слов можно увидеть многоплановость: и по количеству слогов, и по наличию Ь знака, и по составу, и по способу образования, и по фонетическому составу, и по орфоэпии, и по этимологии, и т.д. Если такая ситуация создаётся, предлагаем выбрать явный (ведущий) признак в данной группе слов. А это усложняет задачу, т.е., видя сопутствующие проблемы, отдать предпочтение главной. И всё же считаю, что в вышеперечисленных примерах есть несомненный плюс: решая проблему на поверхности, учащиеся показывают наблюдательность орфографическую грамотность (примеры с перфорацией), культуру письменной и устной речи, чутьё к языку.
Чем больше получится пунктов будущих тестов, тем лучше: у ребёнка расширяется эвристический горизонт мышления, вернее, рождается «лингвист».
Грамматические задания к текущим контрольным работам напоминают тестовые. Например:
- В предложениях 1 абзаца найти 4 примера с проверяемыми гласными (согласными, чередующимися) в корне слов.
- В предложениях (1-3) найти 4 глагола с личным окончанием I спряжения (II спряжения, инфинитива на {ца}, на {чь}, глагола 2 лица, «не» с глаголами, «не» с существительными, с приставками на «з и с», соответствующие составу: приставка – корень – суффикс- окончание; корень – суффикс – окончание – суффикс; существительные 1, 2 или 3 склонения, глаголы повелительного наклонения, предложения распространённые или нераспространённые, простые или сложные, осложнённые обращением, вводными словами, с прямой речью, словосочетания с производными предлогами, однородные с сочинительными союзами.
К тому же, по словосочетаниям и простым предложениям можно использовать новое обозначение выбранного варианта (формулировка снова обговаривается с классом), вербально. Это тоже форма ответа на экзамене. Например:
Обоснуйте выбранный ответ:
А) смотреть и удивляться;
Б) смотреть и знать;
В) знать и понимать;
Г) думать и решать;
Причём без предварительной подготовки и предупреждения записываю такой материал на доске до урока, и следует примерный диалог «учитель – ученик»:
- Что видим на доске?
- Слова, сочетания слов.
- Зачем они вам предложены?
- Решать их.
Дальше идут варианты заданий к подобным группам слов: заменить одну строку на « 4 лишнее», кратко обосновать, ответ написать словом:
А) смотреть и удивляться;
Б) смотреть удивлённо;
В) знать и понимать;
Г) думать и решать;
- Лишняя строчка «Б», т.к. это словосочетание (это и будет словесным ответом). Оговорюсь ещё раз: ничего, кроме примеров, учителем не навязывается.
Далее идёт работа по вариантам: класс, в 3 варианта, по образцу составляет свой материал, который решается всем классом. Если справились – составление и решение теста состоялось. Такие мини – тесты можно проводить не только после раздела, но и после каждой отработанной темы.
Вариантов много? Из всех «четвёрок» можно получить тестовое задание, сменив 1 деталь несоответствием, что творческие дети выполняют охотно. Впрочем, к итоговому контролю тоже надо готовиться на текущих уроках, чтобы в течение обучения в средних классах выработался стойкий иммунитет против дискомфорта, растерянности, сомнений в своих силах, боязни провалиться на экзаменах.
Настоятельно повторяю: что добыто собственным трудом, то и дорого. Систематическая посильная работа над тестами обеспечивает психологическую адаптацию ко всем агрессивным видам работы.
Выпускники страдают не столько от сложности задания, сколько от замудрённых формулировок к примитивным заданиям.
Если заложена основа тестового контроля в 5 классе, где закладывается фундамент практически всем разделам науки о русском языке, это значительно облегчит решение тестовых заданий на выпускных экзаменах
( это ближайшая перспектива).
Преодолев первые пробы составления тестовых заданий, пятиклассники уже заранее, предвкушая успех, трудятся над темой, к примеру, «Синтаксис и пунктуация». Тут тоже рождается много вариантов, верных и не совсем. И в такой момент учителю крайне важно быть тонким, чутким, чувствительным «барометром», цензором, в высшем значении этого слова, ибо можно в ребёнке «убить» желание творить, лишить его «ситуации успеха», что противоречит природе, школы, званию «учитель» и «человек», ибо можно помочь появиться творческой личности, ибо посеять неуверенность и безразличие к получению знаний. Вот некоторые примеры по разделу «Синтаксис». К моему приятному удивлению, дети смело берутся за определения сложных терминов.
Найди верный ответ. (1 вариант).
Синтаксис – это наука о языке.
Синтаксис – это состав слова.
Синтаксис – это знаки препинания.
Синтаксис – это раздел, который изучает предложения и словосочетания.
Cинтаксис – это предложения (из греч.). (2 вариант).
Синтаксис – это словосочетания (из греч.)
Синтаксис - это раздел науки о языке (из греч.)
Синтаксис – «построение», «порядок» (из греч.)
Найди верную расстановку знаков препинания:
Скоро, наступит лето.
Скоро наступит, лето.
Скоро наступит лето.
Скоро, наступит, лето.
Она смеётся и плачет, радуется и грустит.
Она смеётся, и плачет, радуется и грустит.
Она смеётся, и плачет, радуется, и грустит.
Она смеётся и плачет, радуется и грустит.
Найди лишнее:
Видимая цель.
Вижу цель.
Иду к цели.
Вижу и стремлюсь.(Ответ: однородные члены)
Найди словосочетание:
Солнце село.
Поля осветило.
Солнце горячее.
Ясное и горячее. (Ответ: главное и зависимое слова)
Для закрепления знаний и одновременно мобильного и объективного контроля показано тестирование по всем разделам и в следующих классах: 6, 7 в частности.
В 8-9 классах решаем готовые тесты. Конечно, проблема вникания в чужую формулировку чужой мысли не снимается, но работа с тестами в среднем звене значительно ослабляет возможность появления во время экзаменов, стрессового потрясения ( к сожалению, с эмоциональными детьми это случается), т.е. опять же создаётся своеобразная ситуация успеха и здоровьесбережения (это одна из проблем, решаемых нашей школой). Тестов по русскому языку (в том числе демоверсии и экзаменам) множество. И всё же по каждому разделу показано предложить свои примеры, тогда будет меньше поверхностных работ, для галочки. Что вам даёт такая формулировка задания? Почему именно так ставится вопрос?
Фрагментный анализ языковых явлений (тесты) в итоге способствуют пониманию сложностей, премудростей текста, а если разбираются все варианты предложенных примеров – то и повторить все разделы о языке. Этого эффекта, на мой взгляд, не достичь ни какими другими видами мониторинга. Важно, что решение теста развивает интуицию у учащихся, что считаю, по важности занимает второе место после прочных знаний, и, конечно же, накапливается опыт работы с тестами и текстами по любой дисциплине, а это значит – реализуется основная цель школьного обучения (как 1 ступени образования) – формирования УУД.
Меня, учителя, с большим положительным стажем, волнует, насколько мои выпускники будут готовы к самостоятельному добыванию знаний, отбору нужного в массе лишнего, просеиванию «зерен из плевел».
Использованная литература:
Бархударов С.Г. Словарь русского языка. В 4 томах. М.:1961г.
Загвязинский В. И., Атаханов Р.. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»., 2005.
Учебное пособие: История развития системы тестирования в России и за рубежом http://www.referat-web.ru/referat55576.html