Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения 
Влияние  традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.
Музыкальная культура Кубани- уникальная, самобытная оласть российской музыкальной культуры, осознание и осмысление которой является важнейшей задачей  современного музыкального образования.Исключительна роль кубанского музыкально-культурного наследия  в решении задач художественно-эстетического и творческого развития  подрастающего поколения . Народная мудрость, воплащённая в  устном народном творчестве, отточенные столетиями музыкальные интонации , бытующие в музыкальном фольклоре  и обретающие вторую жизнь  в творчестве  кубанских композиторов – всё это способствует осознанию чувства Красоты и позволяет привить бережное отношение к культурным традициям  своего народа.
Одной из важных задач введения регионального компонента в курс музыкальной литературы в Детской школе искусств  является формирование у учащихся эмоционально- целостного отношения к музыке родного края, познания её духовных основ, заложенных поколениями далёких предков.Региональный компонент мы вводим на 4-ый год обучения, и целью этих уроков является формирование  представления  о музыкальной культуре родного края, о связи народной и авторской профессиональной музыки, воспитание уважения  к мцзыкально- культурному наследию  своей «малой родины», а также формированеи кругозора, связанного с музыкальным наследием  родного края.
В результате изучения музыкального искусства родного края ученики должны знать и понимать роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; знать имена известных кубанских композиторов, известных исполнителей; знать основные выразительные средства музыки и её жанры. Особенное внимание уделяется изучению кубанской песни.
Песенный фольклор Кубани тесно переплетается  с жизнью, бытом и народными традициями. Важная черта казачьих песен  - преобладание хорового многоголосного пения. Существует несколько разновидностей казачьей песни, и среди них особенно важное  значение имеет историческая песня.
- Исторические песни отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелёгкой  казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в  боях за российские земли.  Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе  женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.
Первыми композиторами Кубани стали  люди, которые сами прошли испытание войной. Это- Григорий Максимович Плотниченко, который закладывал фундамент кубанской музыкальной культуры, прошедший войну и ставший инвалидом, потеряв кисть правой руки; Николай Михайлович Хлопков, который прошёл всю войну и дважды был ранен; Павел Иванович Черноиваненко, Валентин Александрович Лаптев и конечно же - Григорий Фёдорович Пономаренко. который по –своему, чаще в глубоко лирической манере  переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны .
Представители нового поколения  композиторов продолжили традицию обращения к теме военно-патриотической песни- Виктор Гаврилович Захарченко, Владимир Васильевич Магдалиц, Борис Целковников, Владимир Андреевич Чернявский.
Широкую и заслуженную известность получили  песни Григория Фёдоровича Пономаренко,  который по –своему, чаще в глубоко лирической манере  переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны . В военные годы он служил баянистом в армейских ансамблях, для которых писал песни. После окончания  войны он продолжил  служить в военном ансамбле, поскольку «сильно к нему прикипел». Со временем в песнях Пономаренко начинают преобладать  новые качества. Глубокой скорбью и гражданским пафосом  проникнуты песни- раздумья «Снег седины», «Мы о вас не забыли», «Не будите, журавли, вдов России» и «Звёзды России». В ряде песен Григория Пономаренко  выведен образ русской женщины, сумевшей вынести на своих плечах  тяготы военного времени. И особенно широкое признание  получила песня «Не будите, журавли, вдов России». 
Живя уже в Краснодаре, Пономаренко как-то получил  письмо из небольшого городка Славянска-на-Кубани. В нём автор рассказывал о нелёгкой судьбе  своей землячки Татьяны Голуб,  которая  не смотря на многолетний недуг, приковавший её к постели, находила в себе силы писать хорошие стихи. К письму прилагалось несколько стихотворений поэтессы, из которых внимание Григория Фёдоровича привлекло с такими строками:
Разлилась заря в дали алым цветом.
Крик роняют журавли в бабье лето.
Ах, Журавки, в сентябре на кричите,
Вдов солдатских на заре не будите. 
Её мы и хотим представить в исполнении выпускниц нашей школы Анастасии Ставровой и Светланы Литт.