Система безотметочного оценивания. ФГОС

« Система безотметочного оценивания в соответствии с ФГОС»
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты, но и на важность метапредметных результатов. И они будут достигнуты только в том случае, если дети и учитель будут постоянно к нему двигаться.
Данная система оценивания способствует снижению уровня тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки.
Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников.
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой.
Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, даёт ученику информацию о выполнении им программы. При оценки предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решение учебно-познавательных и учебно-практических задач - это и является объектом оценки предметных результатов по ФГОС.
Слайд 1
В первом классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Впервые о безотметочной системе обучения заговорил Шалва Амоношвили.


Слайд 2
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования. В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
Слайд 3
Существуют различные методы оценивания:
1 Наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма.
2 Оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах .
3 Тестирование .
4 Оценку открытых ответов.
5 Оценку закрытых или частично закрытых ответов
6 Оценку результатов рефлексии учащихся .
Говоря о безотметочной системе оценивания, необходимо отдавать себе отчет в том, что любую систему оценивания можно превратить в инструмент манипулирования детьми.
Безусловно, ребенок нуждается в оценке каждого своего усилия. Задача взрослых заключается в том, чтобы усилия совершались не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее.
Решить эту задачу возможно только тогда, когда у ученика формируется оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий.
Именно школа и должна помочь детям стать людьми самостоятельными, в частности способными самостоятельно оценивать себя и других.
Слайд 4
Познакомимся с алгоритмом самооценки:

Слайд 5
Существует несколько оценок знаний и умений:
Слайд 6
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше; (Г.А. Цукерман)

Слайд 7
См. слайд
Слайд 8
Так же используются грустные и весёлые смайлики
Слайд 9
Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).
Слайд 10 (Пояснение «Карта самооценки» - Александрова А.С.)
Слайд 11 (Пояснение «Ёлочка успеха» - Недбайлова Т. П.)
Слайд 12
С первых дней первого класса мы начали работать над формированием
портфолио ученика (коллекция работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях).
У каждого ученика появилась своя «Папка достижений» (папка с файлами).
Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а
взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик,
чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его
надежды.
«Папка достижений» становится инструментом повышения качества
процессов обучения. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т.е. от
него требуется самооценка в процессе учения. В папке достижений находят
свое место наряду с классными его домашние и внешкольные работы.
Слайд 13 - 15
Диагностические карты заводим для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.
В карту заносятся основные программные требования по предметам, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.
Таким образом, безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

Хочется выступление закончить словами великого педагога Шалвы Александровича Амоношвили. Слайд









Рисунок 115