Система оценивания знаний и умений, обучающихся на уроках ОРКСЭ в рамках безотметочного подхода.


Система оценивания знаний и умений, обучающихся на уроках ОРКСЭ в рамках безотметочного подхода, используемая в работе учителя ОРКСЭ МОУ «Изегольская ООШ» Серышевой С.Н.
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки по курсу ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков.
Виды оценивания на уроке ОРКСЭ: вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся. Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого  осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического  явления для получения конкретных данных. Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке.  Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения  учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.  Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не  от случая к случаю. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности,  избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые  стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям  учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что важно  при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
2. Самооценка учащихся по результатам урока. В данном случае, используются листы самооценки учащихся,  которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов много, можно поставить длинный список вопросов, но базовые  критерии достаточно просты. Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Дата Я хорошо выполнил свою работу на уроке Я мог выполнить работу значительно лучше Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения  уровня вовлеченности и участия в групповой работе.
Лист самооценки урока или группового мероприятия
В ходе проекта я...
  Всегда Иногда Никогда
Предлагал новые идеи      
Определял цели, ставил задачи      
Ждал помощи от участников группы      
Принимал участие в совместной  работе      
Задавал вопросы, искал факты,  спрашивал разъяснения      
Помогал группе в выборе правильных решений      
Анализировал, обобщал,  делал выводы      
Находил и исправлял ошибки      
Оказывал помощь, откликался на  работу других      
Осознавал ответственность за общее дело      
Листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке.
Лист самооценки урока
1. На уроке мне больше всего понравилось…
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось… _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Из урока мне запомнилось…
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о… _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Составление портфолио. В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений. Ведение портфолио позволяет решать следующие цели и задачи: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся; формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.
Портфолио содержит творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.
4.К формам текущего и итогового контроля относятся письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, беседа, тестирование, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.