Конспект урока русского языка на тему Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №12» г. Железногорска Курской области
Конспект урока
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Силакова Светлана Валентиновна
г. Железногорск
2015 год
Цели:
Образовательные:
Познакомить детей с новой орфограммой.
Вывести алгоритм решения новой орфографической задачи.
Продолжить обучение детей работе со словарём «Какого рода и числа слова?».
Продолжать обучение детей самоконтролю.
Развивающие:
развивать внимание;
развивать логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать аккуратность в ведении тетради;
воспитывать желание преодолевать трудности.
Здоровьесберегающие:
элиминация общего утомления;
снятие утомления глаз по методике В.Ф Базарного.
Формирование УУД
Личностные УУД:
принятие образца «хорошего ученика»;
формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке;
волевая саморегуляция;
прогнозирование уровня усвоения;
оценка;
коррекция.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
отвечать на простые вопросы учителя;
построение логической цепи рассуждений;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
использование индуктивного умозаключения.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других;
взаимодействовать в паре.
Этап урока
Содержание
Формирование УУД
I. Мотивация учебной деятельности
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Личностные УУД (нравственно-эстетическая ориентация, самоопределение)
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Чистописание.
На доске записаны слова:
пальто сошьют беречь
Учитель: Что общего в этих словах?
Дети: Эти слова состоят из двух слогов.
В каждом слове есть ь.
Учитель: Ребята, какую работу выполняет ь в этих словах?
Дети: В слове пальто ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
В слове сошьют ь выполняет роль разделительного знака.
В слове беречь ь указывает на неопределённую форму глагола.
Учитель: Молодцы! Сегодня на минутке чистописания мы будем тренироваться в написании ь.
ь чь щь шь жь
Личностные (нравственно-эстетические). Коммуникативное участие в диалоге, монологические высказывания. Познавательные (установление причинно-следственных связей)
III. Выявления места причины затруднения
Постановка учебной задачи.
У: На следующей строчке запишите слова под диктовку: грач, речь, мяч, ночь.
У: Чем похожи данные слова?
Д: В этих словах есть звук ч
У: На какие две группы можно разделить данные слова?
Д: Эти слова можно разделить на имена существительные мужского и женского рода.
У: Проверить написание ваших слов вы сможете на странице 28 вашего учебника в упражнении 1.
Д: В задачнике слова речь и ночь написаны с мягким знаком, а слова грач и мяч без мягкого знака.
У: После каких букв находится ь?
Д: Ь находится после букв шипящих звуков.
У: В каком падеже употреблены данные существительные?
Д: Все существительные употреблены в именительном падеже.
У: Определите число этих существительных.
Д: Эти существительные употреблены в единственном числе.
Д: А я добавлю, что все эти существительные употреблены в начальной форме.
У: Вы догадались, чем мы займёмся сегодня на уроке?
Д: Наверное, новая тема будет связана с употреблением ь на конце имён существительных (в начальной форме) после букв шипящих.
У: Вы абсолютно правы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Коллективное выведение правила.
У: Давайте продолжим работу с упражнением 5. По какому принципу разбиты данные слова в два столбика?
Д: Эти слова разбиты на две группы следующим образом. В первой колонке имена существительные женского рода, а во второй колонке имена существительные мужского рода.
У: Что ещё интересного заметили?
Д: На конце слов женского рода после букв шипящих употреблён ь, а на конце слов мужского рода – нет.
У: Какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений?
Д: В именах существительных в начальной форме на конце слов после букв шипящих мягкий знак пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода мягкий знак не пишется.
У: Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в начальной форме есть орфограмма. Ответить на мой вопрос вам поможет схема в задачнике (упр. 3).
Д: В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать или не писать ь.
У: Давайте схематично представим наше правило. Что сначала нам надо определить?
Д: Сначала нам надо определить, к какой части речи относится слово.
У: Определили. Это существительное. Что я должна делать дальше?
Д: Вы должны определить род. Если слово мужского рода, то ь не нужен. Если слово женского рода, то ь необходим.
Выведенное правило схематично изображается на доске.
Регулятивные УУД (осознавание границ ЗУН о правилах человека, планирование, целепологание). Познавательные (общеучебные-формирвание). Коммуникативные (постановка вопросов)
V.Реализация построенного проекта
У: А теперь давайте сравним наше правило, которое мы с вами сейчас вывели, с правилом, помещённым в учебнике.
Дети читают правило.
У: Мы рассуждали правильно?
Д: Да.
У: Что ещё вы узнали из этого правила?
Д: Мы узнали, что ь сообщает о форме слова: это имя существительное.
Познавательные (логические, поиск и выделение информации). Коммуникативные.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Первичное закрепление.
У: А теперь давайте потренируемся. Прочитайте задание к упр. 4.
Дети выполняют задание, комментируя каждое слово.
У: Ребята, а какого рода слово лещ?
Д: Мужского рода.
У: А я считаю, что это слово женского рода. Лещ – это рыба. А слово рыба женского рода.
Д: Вы ошибаетесь.
У: Докажите, что я не права.
Д: Вы должны обратиться к словарю «Какого рода и числа слово?».
У: Я посмотрела в словарь, но этого слова там нет. Что мне делать?
Д: Значит, Вам надо обратиться к другому, большому словарю.
У: У меня на столе лежит словарь. Кто из вас может помочь мне найти наше слово?
Выходит один ученик и проблема решается.
У: Какой вывод для себя сейчас вы сделали?
Д: Если сомневаешься в определении рода, обратись к словарю.
Коммуникативные (работа в группах). Познавательные (знаково-символическое моделирование, умение кодировать и декодировать). Личностные (самоопределение)
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
У: Ну, а теперь совсем интересное задание. Переверните страницу, упр. 2. В чём здесь ловушка?
Д: Первые слова в парах должны писаться с мягким знаком, т.к это существительные ж.р., а вторые слова пишутся без мягкого знака, т.к это сочетания –чк-.
Личностные (самоопределение). Коммуникативные. Познавательные (логические – составление целого из частей). Регулятивные (контроль в форме сличения способов действий с заданным эталоном с целью сравнения)
VIII. Рефлексия учебной деятельности
С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
Как будете действовать?
Регулятивные (оценка). Личностные
Заголовок 1Заголовок 215