Приемы и методы обеспечивающие вариативность образовательного процесса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 126»
« Приемы и методы, обеспечивающие вариативность образовательного процесса»
из опыта работы учителя математики - Н.Э. Лебедевой.
Г. Казань
2016г.
В « Основных направлениях социально–экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» записано: «Главная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие общеобразовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий. Это цели, а на деле в общемировом тестировании, проведенном Организацией экономического сотрудничества и развития в 31 стране российские школьники заняли 22-е место по математике и 27-е по естественным наукам.
Для сравнения «Великая страна» – США в федеральном законе 2000-го года определил общенациональную стратегию в области образования следующим образом: рост численности молодежи, заканчивающей среднюю школу; повышение уровня общей подготовки школьников, повышение общей грамотности населения, такие цели и задачи наше государство ставило еще в период после Великой Октябрьской Социалистической Революции. По данным Американского математического общества, среди американских учителей математики разделить число 1 Ѕ ан ј может только около 2% всех учителей.
У нас стандарты в области математического образования размываются на глазах. «вариативность образовательных программ» это, увы, не только лингвистическая конструкция, последствия ее реализации сказываются на всей системе школьного математического образования, и особенно на начальном. Вот всего лишь две задачи, используемые учителями начальных классов для учащихся:
«У иностранного диверсанта было задание: темной ночью взорвать 20 общеобразовательных школ. Диверсант перевыполнил это задание на 1/5 часть. Сколько счастливых детей смогут отдохнуть от общего образования, если известно, что в каждой взорванной школе томились по 756 учеников?»
«Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких школьников получится 14 директоров школ?»
Григорий Остер. Задачник. Ненаглядное пособие по математике. А для публики ( то есть для всех нас - родителей девочек и мальчиков, которым рекомендуется учиться арифметике по «ненаглядным пособиям» ) все это заворачивается в обложку, на которой красиво выведено: «ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ».
На Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков.» в наукограде Дубна в 2000г. В одном из докладов был представлен сравнительный анализ тезаурусов учебников математики Л.Г. Петерсон и М.И. Моро для начальной школы. Оказалось, что составы тезауруса и терминологического словаря из комплекта Л.Г. Петерсон значительно превосходят соответствующие составы всего комплекта М.И. Моро. Их общая часть составляет 160 слов и словосочетаний, то есть 51,3% от тезауруса учебника М.И.Моро и 30% от тезауруса комплекта Л.Г. Петерсон. Понятно, что уровень учеников, занимающимся по разным комплектам будет значительно отличаться. Поэтому вопрос о формировании инвариантного базисного языкового пространства школьных учебников 1-4 классов является весьма актуальным. Работать начальной школе в спокойной, привычной для учителя обстановке не дают. С помощью министерства стараются внедрить те системы обучения, которые не прижились в школе 20 лет назад .Главным и «застарелым» недостатком этих «прогрессивных систем обучения» является то, что все они не желают продолжаться за пределами н6ачальной школы. И разно подготовленные , и разно ориентированные дети попадают далее в обычную школу, Результат , как правило, бывает плачевный.
Что же происходит дальше? А дальше снижается контроль родителей , и дети, неприученные к самостоятельному труду, постепенно снижают свою активность, пропадает интерес к обучению, наиболее заинтересованные родители забирают своих детей в гимназии и лицеи, а это, как правило, лучшие дети, и вот уже многие годы мы не можем сформировать физико- математический класс или класс с углубленным изучением естественно- математических наук. Если раньше на параллель было до 10-12 одаренных детей, то теперь 2-4 человека, вот и приходится варьировать среди общеобразовательных программ. Алгебра это Ю.М.Макарычев или А.Г.Мордкович, анализ А.Н.Колмогоров или Ю.М. Мордкович, геометрия А.В. Погорелов или Л.С. Атанасян . У А.Н. Колмагорова с теорией лучше, у Ю.М.Мордковича с упражнениями вот и варьируем.
Прекрасным вариантом могли бы стать элективные курсы, но и здесь все идет не так, как хотелось бы. Предполагается в одной параллели 2-3 курса с различными темами, из которых учащиеся могли бы выбирать. Для этого необходимо, чтобы количество часов во всех классах параллели было одинаково, чтобы уроки, отпущенные на элективные курсы, проходили в одно и то же время, чтобы ребята могли бы спокойно разделиться по темам и изучать их, а во втором полугодии поменять группу и заняться другим материалом. Что происходит на самом деле? В гуманитарных классах часы математики, физики, химии уменьшают, заметьте, при этом речь о сокращении программы не идет, то есть материал остается в полном объеме. Варьируем! На алгебру – 3 часа, на геометрию – 1 час. На что же потратить час, выделяемый на элективный курс? На изучение новой внепрограммной темы или же на то, чтобы успешно пройти программу школьного курса и сдать ЕГЭ? Вот уж где возможность для вариативного выбора, не правда ли?
Еще одним примером могут служить разноуровневые контрольные работы .В кабинете №23 собран дидактический материал «Самостоятельные и контрольные работы» Е.Н.Ершова, В.В. Голобородько для всех классов с 5 по 10. В этих сборниках даны работы трех уровней: Уровень А соответствует обязательным программным требованиям, Б-среднему уровню сложности, В - для учеников с повышенным интересом к математике. Но и здесь не обходится без проблем. Учащимся 5-8 классов очень сложно определить свою степень обученности, даже если удается сделать это правильно, то признаться себе, что ты можешь выполнить только вариант А очень непросто, да и перед товарищами стыдно, вот и выбирает чуть ли не весь класс вариант Б. а то и В. А результаты плачевны. Через 15 минут работы, понимая, что не справиться, ученик бросается к варианту А, но времени нет и на выходе 0, а тетрадке 2. Приходиться учителю помогать ребятам с выбором варианта. В старших классах ученики уже способны оценить себя сами, но возникает новая проблема: если взять вариант А, то списать будет не у кого, ведь сильные ребята будут писать Б и В. Вновь учитель варьирует, предлагая слабым ученикам воспользоваться рабочими тетрадями, это очень стимулирует к выполнению домашнего задания. Так была решена задача по выполнению домашнего задания в 11-Б и в 8-А классах. Обратив внимание на то, что ученики не выполняют домашнее задание, я стала выделять на уроке 5 минут на решение одной из домашних задач, разрешая «слабым» пользоваться домашними тетрадями. Так можно получить заветную тройку, ну а если в тетрадях пусто, то и списать не из чего. Через несколько уроков домашнюю работу стали выполнять.
К каким только уловкам приходиться прибегать, чтобы заставить учиться, думать, решать, вызывая хоть какой-то интерес к предмету. Хороший девиз всегда настрой на хороший лад, стараюсь менять их каждую неделю. Примеры:
В задачах тех ищи удачи,
Где получить рискуешь сдачи.
(Л. Хейнц.)
И отсюда сделай вывод: что задумал - достижимо,
Если множить цель большую на большую одержимость.
(Д. Кедрин)
Три пути ведут к знанию:
путь размышления - самый благородный,
путь подражания – самый легкий
и путь опыта – это самый горький.
(Конфуций.)
Активизировать учеников в начале урока можно подбросив им какую-нибудь загадку или задачу в игровой форме. Например, объявить не просто тему урока, а провести устный диктант, где из первых букв ответов на вопросы будет составлено ключевое слово темы урока. Например:
5 класс
Т – цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка);
Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка);
О – время года, когда листья становятся разноцветными, (осень);
З – свет мой... скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце);
Е – самая плохая оценка (7 букв), (единица);
К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, (Колобок);
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово);
Из первых букв оставляем слово-анаграмму – ОТРЕЗОК.
7 класс геометрия
О – видит... да зуб неймет, (око);
В – перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противоположную сторону треугольника, (высота);
С – вездеход Бабы Яги, (ступа);
Й – последняя буква в названии липкой жидкости, которой можно соединить бумагу, (клей);
Т – угол, градусная мера которого больше 90°, (тупой);
О – название второй координатной точки, (ордината);
В – город, в пригороде которого стоит храм Покрова на Нерли, (Владимир);
С – восточная точка Африки, (Сафун).
Получается слово – СВОЙСТВО.
9 класс – алгебра
О – суша посреди моря, (остров);
П – параллелограмм, у которого диагонали равны, (прямоугольник);
З – утренняя трапеза, (завтрак);
А – домашний бассейн для рыб, (аквариум);
Е – детский юмористический журнал, (Ералаш);
К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью Маугли, (Киплинг);
А – математическое предложение, принимаемое без доказательств, (аксиома);
Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо, (угол – уголь);
Л – царствующая особа из земноводных, (лягушка);
Т – четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны, (трапеция).
Получаем слово – ПОКАЗАТЕЛЬ.
Как вариант, вызывающий интерес к математике – предоставить ребятам возможность поработать учителем. Взаимопроверки самостоятельных работ время от времени проводит каждый учитель, я же в своей работе применяю следующее: предлагаю учащимся дома самостоятельно подготовить работу для своих товарищей. Например:
6 класс. Тема: Действия с числами разных знаков.
Вид работы: Решение примеров.
Объем работы: 5 примеров с целыми числами,
5 примеров с десятичными дробями,
5 примеров с дробями разного вида.
Начинается поисковая работа. Мало найти примеры, надо еще прорешать их самому. Стараются вовсю, Всем хочется посложнее придумать, а о том не думают, что и им тоже «сложненькое» подсунут.Я предварительно просматриваю. Затем проходит работа в классе. Все решают, проверяют друг у друга, сами объясняют ошибки и ставят отметки. Учитель контролирует. Каждый получает по две оценки – одну ставлю я за текст. Другую сосед за решение. Как правило, бывает очень хороший эффект.
выбрала работу в группах. Играть любят все и дети и взрослые. Другое дело, что у последних для игр нет времени, но все таки в старших классах тоже можно внести игровой элемент. Для себя я
Класс делится на 5-6 групп по 4-5 человек с одним сильным учеником – учителем, группы равноценные по силам. Тема: Логарифмы. Выделяется несколько разделов – логарифмы и их свойства
- логарифмическая функция,
- решение логарифмических уравнений,
- решение логарифмических неравенств.
Все это объявляется в начале изучения , а так же даются варианты самостоятельных работ, которые учащиеся должны будут выполнить в конце каждого раздела. Первые уроки учитель объясняет новый материал, показывает приемы и методы решения, строит графики, затем начинается закрепление, начинают работать группы. Ребята садятся вместе и решают, предложенный учителем материал. С этим тоже сложности, в учебниках очень мало упражнений, кроме того, необходимо решать материалы ЕГЭ – это все роет учитель, распечатывает и дает в группы. Я сама консультирую руководителей групп, а они уже в свою очередь помогают ученикам. Закрепление окончено, контроль. Выполняем самостоятельную работу, причем учителя решают задания повышенной сложности, и те и другие могут обращаться к учителю с вопросами, я оцениваю учителей , а они своих учеников. Итоговый урок. Учителя теперь становятся консультантами по темам, причем направление выбирают сами. Ученики получают консультацию по тем темам, которые не усвоили или вызывают трудности. Группу на сей раз они выбирают сами. Ну и контрольный урок – разноуровневая контрольная работа, проверяет учитель. Мне нравится этот метод тем, что все работают .Слабые, которым нет времени на уроке объяснять по 2-3 раза, имеют возможность для закрепления, им все объяснят, а сильные готовятся дополнительно, скрупулезно изучая тонкости темы. Так работает весь класс, учитель же корректирует и направляет работу в нужном направлении.