Курские писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны.

КУРСКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Фильченкова В.А., руководитель Агеева О.А.
ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

В мае этого года мы, в который раз будем участвовать в параде... Седина на висках ветеранов, слезы в глазах тех, кто, не испытав войны сам, знает о ней по кинофильмам и книгам... Волнение в наших глазах, когда слышишь рассказ о писателях-фронтовиках и их творчестве. Этот доклад посвящается светлой памяти и ратному труду и таланту тех, кто, сражаясь сам, написал о войне прекрасные произведения.
В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал А.Т.Твардовский: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
Живая память о беспримерном народном подвиге – произведения поэтов и писателей, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Они мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.
К теме войны курские писатели подходили с разных сторон и каждый своими путями. В. Г. Злуникин во время фашистской оккупации редактор органа подпольного Дмитриевского окружкома партии газеты «Народный мститель» в документальной повести «Вера Терещенко» (Курск, 1959) рассказал о товарищах-партизанах, о комсомольском подполье в Курской области, о славной советской патриотке, отдавшей во имя свободы и счастья Родины свою молодую жизнь.
Курские журналисты А.Я. Горбатов, и В.В. Прусаков тоже в документальной повести «Разведчицы» (Курск, 1961) поведали об опасной и трудной работе, которую вели наши девушки в тылу врага. Все события, описанные в этой книге, авторы восстановили по подлинным документам, хранящимся в архиве, а также по рассказам очевидцев. Их повесть посвящена событиям мая 1942 года, когда линия фронта проходила через территорию Курской области, и в тыл фашистским войскам была направлена группа комсомолок-разведчиц. Одна из участниц этой группы - Зинаида Токмакова - была старшей пионервожатой Стакановской школы Черемисиновского района. Подвиг этих юных девушек заключался в том, что они проводили разведывательные мероприятия в Щиграх, часть сведений переправляли через линию фронта, но были схвачены гестаповцами и казнены. Только в марте 1959 года, после суда над предателем Сидором Коржом, задержавшим отважных патриоток, удалось узнать о героизме и мужестве юных разведчиц.
Война стала временем оживления такого жанра в литературе, как рассказ. В биографии писательницы В. Василевской зима 1941/42 года была связана с Тимом - районным центром Курской области. «В Тиме, рассказывала она, я видела на площади возле церкви гору тел погибших. Когда городок и его окрестности оказались в руках немцев, они несколько недель подряд не разрешали населению хоронить убитых... Недалеко от Тима мы проходили через деревни, отбитые у гитлеровцев... Тут мы видели и слышали вещи, от которых мороз продирал по коже... Но над всем преобладало одно героизм, непоколебимая вера народа в победу». Курские впечатления дали писательнице материал для одной из ее лучших книг - повести «Радуга» (1942), в которой с потрясающей силой изображено звериное лицо фашизма, правдиво показаны мужество и стойкость детей, подростков, молодежи и стариков, сохранявших в самых тяжелых обстоятельствах веру в то, что в конечном счете победа будет все-таки за нами.. Это Аркадий Гайдар, который с июля 1941 года был корреспондентом «Комсомольской правды» и одновременно пулеметчиком в партизанском отряде. 26 ноября 1941 года он погиб у деревни Леплява на Украине. Это Константин Воробьев, который с ротой кремлевских курсантов сражался на подступах к Москве осенью 41-го, а затем, пройдя через ужасы шести фашистских концлагерей, участвовал с партизанами в освобождении Шяуляя в Литве и написал честные, пронзительные строки о войне и плене в своих повестях: «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!.. Это рядовые - заряжающие артиллерийских орудий Евгений Носов и Петр Сальников, оба прошедшие суровыми фронтовыми дорогами, получившие тяжелые ранения. Повесть Носова «Усвятские шлемоносцы» литературная критика называет одной из лучших о войне, хотя она и рассказывает только о самом ее начале, так как автор затрагивает глубоко сокрытые струны души русского человека. Его рассказы - «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы» - давно стали классикой современной русской литературы, а в 1980-2000-е годы им были написаны на военную тему рассказы: «Синее перо Ватолина», «Хутор Белоглин», «Памятная медаль», «Яблочный Спас», удостоенный междуна¬родной премии «Москва-Пенне», «Фагот», который был написан почти за два месяца до кончины Мастера... Мы подробно рассказываем о них на экскурсии у витрины с военными фото и наградами писателя.
«Повесть о солдатской беде», «Братун», «Версты ветровые» - произведения о войне Петра Сальникова. В них идет речь о несгибаемом мужестве бойцов, об их готовности умереть за родную землю. Военными корреспондентами были Александр Кривицкий, Валентин Овечкин, Юрий Герман и Михаил Козловский.
В книге Кривицкого «Не забуду вовек» собраны очерки, рассказывающие о войне, начиная с битвы под Москвой и заканчивая подпи¬санием акта о капитуляции Германии, где он присутствовал вместе с писателем Константином Симоновым.
Валентин Овечкин, корреспондент газеты «Боевая Крымская» и других газет, написал повесть «С фронтовым приветом».
Вспомним строки Юрия Германа: «Отечественную войну я прослужил на Северном флоте и в Беломорской флотилии как военкор ТАСС и Совинформбюро». В его трилогии о враче Володе Устименко большое место отведено военному периоду.
Секретарем армейской газеты и редактором газеты танкового корпуса был Михаил Козловский, целый ряд рассказов которого - тоже на военную тему. Война - особая страница в его биографии. Он был тяжело ранен, а потом дошел до Берлина и как реликвию долго хранил ключ от рейхсканцелярии, а потом передал его в краеведческий музей.
Участником войны был и Михаил Колосов. Его повесть «Ветеран» - о простом солдате, дошедшем до Берлина, участнике парада в честь 50-летия Победы.
Наши поэты-фронтовики писали прекрасные стихи о войне, не оставляли эту тему и после войны. Это Николай Корнеев, Василий Алехин. Николай Асеев по состоянию здоровья не был в армии, но, живя в Чистополе в эвакуации, много писал о войне, выступал по радио.
Фронтовиками были писатели Александр Харитановский, Федор Голубев, Исаак Баскевич, Михаил Обухов. О своем военном детстве и оккупации пишет во многих произведениях Михаил Еськов. Об участии детей в войне писал Михаил Горбовцев, автор широко известной повести «Мишкино детство».
Какие бы испытания в многовековой истории ни выпадали на долю курян, они всегда оставались на высоте своего предназначения - быть частицей священной Руси, приумножать ее славу. Именно такие проекты как «Война в твоем городе» позволяют реализовать духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами литературного краеведения.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15