Эссе Завтра начинается сегодня (моя педагогическая философия)

Эссе «Моя педагогическая философия».

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И не только гламурный стиль моды, идеи интерьера, заброшенное хобби, литературные пристрастия возвращаются к нам из далёкого и не очень прошлого, заставляют покопаться в старых журналах, залезть в дальние уголки бабушкиных шкафов, достать с полки запылённый томик стихов любимого ею поэта. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество.

Сегодня, когда в нашей стране происходят процессы обновления, жизнь предъявляет высокие требования к школе, к профессиональным и деловым качествам учителя. Но порой проходит не один год, прежде чем мы приобретаем необходимые знания и навыки и становимся настоящими мастерами своего дела. А ведь высокий профессионализм учителя – одно из важнейших условий успешного осуществления школьной реформы.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приобщить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением ей.

Семнадцать лет я работаю учителем истории, и с первых дней обозначила для себя цель: воспитание настоящего Патриота великой страны России, вопреки всем экономическим и социальным трудностям нашего нестабильного времени. Человека, знающего полную драматизма и великих свершений историю родного Отечества, гордого за достижения известных соотечественников, за причастность к богатейшей в мире культуре, способного адекватно оценить произошедшее и происходящее в стране, готового служить не правителям, а своему народу, на его благо и процветание, а если потребуется, защитить суверенитет и независимость государства. Ибо он – Россиянин!
Убеждена, для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм- это, прежде всего, состояние духа, души. Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

Как ни горько это осознавать, но подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. Молодёжь, не усваивающая уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед страной, созидать её будущее.
Многие россияне, ежедневно сталкиваясь с большим количеством разноплановых социально-экономических трудностей, начиная от отсутствия достойной зарплаты и заканчивая негодованием по поводу разбазаривания группкой олигархов российских природных ресурсов, просто потеряли веру в государство, его могущество, способность защитить каждого гражданина. Конфликты, зачастую возникающие на национальной почве, наличие «горячих точек» - всё это сделало проблему патриотического воспитания россиян проблемой возрождения патриотизма у россиян.
Понятие «патриотизм» - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение. Быть патриотом это не значит, что ты обязательно должен с оружием в руках защищать свою Родину (речь не всегда идёт о войне) а проявлять милосердие по отношению к окружающим, творить добро, быть справедливым и просто любить.
Родина и начинается, прежде всего, с любви: сначала к себе, к матери, затем к окружающему миру. Но нельзя заставить человека любить и уважать Родину, он должен почувствовать эту любовь сам.
Любить свою Родину - это не обязательно рисковать своей жизнью, бросаться в омут с головой – такой неоправданный риск никому не нужен.
Любить свою Родину - это повседневно, в любой обстановке оставаться порядочным человеком, помогать тому, кто нуждается в твоей помощи, и просто подбадривать человека тёплым, ласковым словом.
К патриотизму нельзя призвать. К нему нужно испытывать потребность, точно такую же как, например, почистить зубы или вымыть руки. Нужно не только испытывать те или иные эмоции, но и что-то делать. На протяжении пяти лет я веду работу клуба «Патриот». И многим подросткам уже недостаточно простого присутствия на историческом вечере. Они уже сами хотят принять участие в его подготовке, узнать больше о показанных обрядах, найти и прочитать услышанную былину и так далее. Углубление знаний о том или ином аспекте патриотического содержания и составляет потребностный компонент.
Сформированное чувство патриотизма, как и любое другое нравственное качество, проявляется на поведенческом уровне, когда у школьников есть потребность поступать именно так. Например, пойти поздравить ветерана Великой Отечественной войны не для галочки при проведении акции «Милосердие», а потому, что это самое милосердие стало качеством личности. Сегодня в столь непростое время, мы должны медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда завтра человек сам обратится к нему.
А что такое завтра? Это - будущее! Каким оно станет через несколько десятилетий? Что ждет нас там, за трудноуловимой и в то же время точно и навсегда определенной чертой, где настоящее уже станет прошлым, а прошлое превратится в далекую историю? Эти вопросы вечные, как вечна и сама жизнь. Люди всегда искали ответы на них, пытались заглянуть в свое будущее, предугадать его.
И мы уже сегодня должны преследовать единственную цель - воспитать Человека, взрастить, укрепить духовное начало. Тогда наши дети вырастут ответственными, любящими свою Родину, они смогут прославлять, укреплять ее позиции. Будут заботиться о ней, как о собственной матери. А это невозможно без патриотизма.
Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижёром мыслей и чувств, судьёй первых поступков человека, садовником, выращивающим розы И всё это – чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Учителю нужна неиссякаемая сила доброй надежды, чтобы увидеть в каком-нибудь шалуне будущего творца и создателя. Через толщу времени он должен увидеть, чем этот маленький человек обогатит родную землю.
Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей. От того, кого мы воспитаем сегодня, зависит наше завтра.



15