ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОТКРЫТОМ ПЕДСОВЕТЕ В РАМКАХ РАЙОННОГО СЕМИНАРА НА ТЕМУ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УРОКУ В ПО ФГОС. ИСТОРИЯ.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УРОКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
(Выступление на открытом педсовете в рамках районного семинара на данную тему
2014 год)
Доманова Наталья Ивановна
МКОУ Репьевская СОШ
"Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность"
(Бернард Шоу).
На современном этапе изменились требования, как к человеку, так и к образованию. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Правильно гласит китайская народная мудрость: «Скажи мне - я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь» Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Таким образом, школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель – не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Рассмотрим особенности урока в рамках деятельностного подхода.
Элементы сравнения
Традиционный урок
Урок в режиме деятельности
Формулировка темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения цели
Практическая деятельность учащимися
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченном плану (применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль над выполнением практической работы
Учащиеся осуществляют применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону.
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Оценивание
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
Учащиеся участвуют в оценочной деятельности.
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся что они запомнили
Проводится рефлексия
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Свою подготовку к уроку схематично я представила бы следующим образом:
1-й этап изучение учебной программы;
2-й этап изучение методической литературы;
3-й этап изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике;
4-й этап изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока;
5-й этап разработка плана урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане - конспекте урока и в его технологической карте. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Работа в классах, обучающихся по ФГОС, я активно использую технологические карты.Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Участвуя в областном семинаре 21 мая 2013 года посвященном введению ФГОС второго поколения, прошедшем на базе МКОУ Репьвская СОШ, мной был разработан урок по истории Древнего мира для 5 класса по теме: «Рабство в Древнем Риме», в рамках системно-деятельностного подхода ( включая, технологическую карту), фрагмент которого представлен в Приложении 1.
Я активно использую в своей работе следующие типы уроков:
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Так, на уроках истории Древнего мира в 5 классе самыми распространенными в моей деятельности являются следующие типы и виды уроков:
Изучения и первичного закрепления знаний/вводная лекция с элементами беседы;
Усвоения навыков и умений/урок-беседа;
Усвоения и контроля знаний и способов действий/учебный практикум;
Усвоения знаний, навыков и умений/урок-путешествие;
Изучения и первичного закрепления знаний/урок-экскурсия;
Усвоения навыков и умений/урок-исследование;
Комплексного применения знаний, умений навыков/учебный практикум;
Изучения и первичного закрепления знаний/исследовательская лабораторная работа и другие.
Широко применяю уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество; обеспечивают обучение и развитие отстающих, неуспевающих, а также - одаренных детей. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.
Уроки, которые также присутствуют в моей работе: урок-диспут, урок - смотр знаний, урок с применением компьютеров.
Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
Считаю, что активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.
Важное значение имеют методы обучения способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. В своей практической деятельности, я старюсь использовать активные и интерактивные методы обучения:
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения
В ходе использования активных методов обучения деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Мной используются такие активные методы обучения как дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками качествами современного успешного человека.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. И сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Современный учитель должен слышать и понимать детей. Перефразируя слова немецкого педагога 19 в. Адольфа Дистерверга, нужно отметить, что настоящий учитель должен показывать своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а вести его к разрабатыванию строительного материала, возводить здание с ним вместе, учить его строительству»
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальный сайт/URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
15