Обмен опытом. Работа с документами на уроках истории
Работа с документами на уроках истории с целью подготовки к ЕГЭ.
Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Многие учителя используют в своей системе работы уроки-практикумы, практические занятия, построенные на изучении исторических документов. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. В системе учебных занятий по повышению качества обученности, существенная часть отводится на практическую работу с документами.
Самостоятельная работа обучающихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности суворовца к работе с текстами. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями и целями обучения.
На уроках истории необходимо использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у обучающихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания, наиболее эффективно применить их на практике.
Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает обучающихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет суворовцам выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.
Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
газетная информация и публицистические материалы;
справочные, статистические материалы;
наглядные средства обучения.
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
чтение и анализ;
выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту;
обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
формулирование обобщенных выводов;
выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа обучающихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности суворовца к работе с текстами.
Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями и целями обучения.
1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне обучающимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
На уроках истории целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у суворовцев умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.
В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории полезно проводить уроки-практикумы. Например: “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства”, “Значение принятия христианства на Руси”, “Влияние монголо-татарского ига на историческую судьбу России”, “Особенности становления единого Русского государства”, “Смутное время Российского государства”, “Сущность и значимость петровских реформ”, “Формирование абсолютизма в России”, “Декабризм и проекты преобразования России”, “Альтернативы политического развития после Февраля 1917 года”, “Гражданская война и интервенция”, “Политическая система сталинизма” и др.
Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает суворовцев к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы обучающихся.
Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные, подчас противоположные взгляды на проблему, не всегда совпадающие с точкой зрения авторов учебника. Это позволяет суворовцам сформировать личное мнение, выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме и облегчить подготовку к ЕГЭ.
Преподаватель истории Рыжкова И.Ю.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 115