Статья «Внедрение новых технологий как одно из средств компетентного подхода в обучении».


Статья «Внедрение новых технологий как одно из средств компетентного подхода в обучении».
В современной школе используется много различных технологий.
В своей работе учителя начальной школы апробировали и успешно применяют следующие: методика критического мышления, модульное обучение, проблемное обучение. Подробнее о каждом из них.
Методика критического мышления включает три этапа «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Первая стадия – вызов позволяет обобщить имеющиеся у ученика знания по заданной теме. Например, на уроке русского языка по теме «Части речи» на стадии вызова с помощью приёма «Корзина» можно выяснить все, что знают или думают ученики по блоку пройденных тем. У них формируются следующие компетенции: умение обобщать и систематизировать имеющиеся знания, устойчивый интерес к изучаемой теме. На второй стадии– осмысление- ученики получают новую информацию, осмысливают ее и соотносят с уже имеющимися знаниями. Например, на уроке литературы можно использовать прием «Пометки на полях»( инсерт) и «Написание эссе». Эти приемы помогают развивать: внимание, умение соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Прием «Эссе» развивает самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.На третьей стадии – рефлексии –полезно прибегать к составлению синквейна. На уроке окружающего мира по теме «Выбор профессии» наши дети составили следующие синквейны:
Продавец.
Улыбчивый. Веселый.
Продает. Обслуживает. Считает.
Без копейки нет рубля.
Мастер.
Фотограф.
Опытный. Любознательный.
Фотографирует. Узнает. Сообщает.
Дело мастера боится.
Профессионал.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. 
Технология критического мышления формирует умение отстаивать свою точку зрения. Применяется нами на литературе, русском языке и математике.
Технологию модульного обучения чаще всего мы применяем на уроках математики и русского языка. Например, на уроке русского языка по теме «Словосочетание» УЭ – 4 стадия усвоения нового материала по теме задание:
Образуй и запиши сложные слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную.
Хор, водить - ________________
Вода, возить - _______________
Сталь, варить -_______________
Работай индивидуально.

1. Выбери задание, соответствующее твоему уровню.
2. Выполни задание в модуле.
3. Проверь выполнение по карте самопроверки.
4. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле).
Эта технология дает возможность ребенку осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний. Модульное обучение эффективно применять как на обобщающих уроках, так и на уроках изучения новой темы.
Проблемное обучение можно применять на любых предметах. Например, на уроке русского языка по теме «Безударные гласные» такая постановка учебной проблемы: какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов.
веснащебечутпахатьсосулькиграчискворцы капельцветывесеннийскворечникиподснежникласкает оттепельтрававетергнездоптенцыжуравлиная (песня) проталинагрозазеленьтеплосолнцежуравль
Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
Все ли слова смогли проверить изменением слова?
Уточните тему и цель урока.
Поиск решения.
Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты.
Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным.
Сколько однокоренных слов могут быть проверочными?
Хотите ответить на этот вопрос?
На уроке математики "Время от 0 до 24" по теме: "Величины", 4-й класс предлагаем решить такую проблему:
Тик-так, тик-так -Все часы идут вот так:Тик-так. (Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.) Налево - раз, направо - два,Мы тоже можем так. (Раскачиваются в такт маятника.)
Учитель читает стихотворение про часы и спрашивает: «Кто-то смог уже догадаться, о чём пойдёт речь на уроке?» учащиеся сами должны сформулировать тему и цель урока.
Эта технология способствует формированию таких учебных компетенций, как: развитие познавательной самостоятельности учащихся, логического, рационального, критического и творческого мышления, познавательных способностей, развитие интеллекта учащихся, их эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения.
Также применяем в своей работе:
Учебно-дидактическую игру
Разноуровневое обучение
Вводим проектное обучение