Доклад Имидж школы технического творчества как ресурс ее развития
«Имидж школы как ресурс ее развития» (ноябрь 2015)
Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.
Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг. Мы начали употреблять в связи со школой такие понятия, как «конкурентоспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга», «реклама» и т.д. В связи с этим маркетинговый аспект является одним из направлений работы школы.
Имидж школы мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Необходимость формирования ИШ учреждения определяется следующими причинами:
– во-первых, конкуренция среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
– во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
– в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Качество партнерских связей
ИМИДЖ left000РЕПУТАЦИЯ left000left000
Повышение конкуренто-способности
Получение инвестиций
left000
Из представленной схемы видно, что формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы.
С понятием имиджа тесно связана и репутация школы, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
В создании индивидуального, узнаваемого образа школы ведущую роль играют:- коллективная разработка свода правил и неукоснительное следование им всемичленамиколлектива; - постоянное саморазвитие коллектива, объединённого общим делом;
- создание и культ собственного стиля, соблюдение преемственности, соблюдение коллективной чести;
- дисциплина, воспитание трудовых и бытовых навыков;
- формирование детского коллектива и его органов;
- формирование и поддержка коллективных традиций, проведение ”семейных” праздников;
К числу постоянных имиджа относятся:
- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;
- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, яркой личности, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;
- эффективная организационная культура школы, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, определяющих специфику поведения коллектива в целом;
- качество образовательных услуг;
- наличие и функционирование детских общественных организаций;
- связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
- вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;
- забота администрации об оказании своевременной актуальной помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);
Кчислу переменных имиджаможноотнести: 1. содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
2.виды образовательных услуг;
3.материальную базу образовательного учреждения.
Чтобы наша школа была привлекательной, имела свой неповторимый, сложившийся образ, она должна иметь:
– четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;
– уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую школьной культурой;
– разнообразные и качественные образовательные услуги;
– оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
– связи с другими учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;
– яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
– систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.
Основными методами формирования ИШ в нашей школе являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры педколлектива и всего персонала школы.
Немаловажное значение имеет и работа со школьным сайтом, где мы периодически размещаем новости о прошедших мероприятиях, фото лучших работ детей, фотографии выдающихся учеников школы.
Основные задачи, которые нужно решать внутри школы для формирования положительного имиджа:
– выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии школы, ее срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;
– анализ сложившейся школьной культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, ее организационным фольклором (легендами, историями, которые постоянно циркулируют в организации), с ее языком (устойчивыми словосочетаниями – «штампами»), с утвердившимися ритуалами, церемониями;– выявление ожиданий основных «клиентов» школы – учащихся и их родителей;
– разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этикипедагогическоговзаимодействия).Внешний имидж в это же время требует следующих действий:
– разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения, для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг. Разработка символов школы: «настенная живопись», досок объявлений, реклам и плакатов на стендах школы, объявлений о кружках, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, школьные праздничные стенгазеты.
– рекламная продукция, выпускаемая школой, делает упор на уникальность предлагаемых школой услуг, подчеркивает их качественность.