Статья «Эффективные образовательные технологии по обеспечению высокого качества образования профессиональной образовательной организации».
Мелихова Галина Николаевна
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
Статья «Эффективные образовательные технологии по обеспечению высокого качества образования профессиональной образовательной организации».
На современном этапе модернизации российского образования одним из важнейших направлений государственной политики выступает повышение качества образования, как основы качества жизни человека и общества в целом. Ключевой вопрос на данном этапе обучения - новое понимание качества образования. Качество образования – это результаты и условия, которые выражены в социализации обучающихся, в общих и профессиональных компетенциях.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Модель формирования общих и профессиональных компетенций предполагает определение цели, содержания, дидактических условий формирования компетенций обучающихся, прогнозирует результат сформированности компетенций будущих специалистов.
Любая дидактическая система может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных условий. Мною выделено ряд дидактических условий эффективного функционирования системы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся:
-ориентация на формирование профессиональных компетенций в системе учебных дисциплин и факультативных курсов;
-компьютерная поддержка аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся (в том числе активное использование ресурсов сети Интернет);
- внедрение эффективных технологий формирования компетенций обучающихся;
-внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических комплексов;
-разработку критериев сформированности общих и профессиональных компетенций в разрезе дисциплин и междисциплинарных курсов для осуществления их мониторинга.
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через профессиональную компетентность.
Дидактические условия:
использование лекций-визуализаций с использованием компьютерных презентаций; семинарские занятия с использованием электронных ресурсов; компьютерная поддержка дисциплин и междисциплинарных курсов; организация самостоятельной работы на основе модульных и проектных технологий и др.
Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций
Низкий
Результат
Средний
Высокий
Процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения. К перспективным подходам, в которых представлено теоретическое обоснование рационального и комплексного использования разнообразных форм и методов активного обучения, относятся современные педагогические технологии, подразделяющиеся на проблемные, дидактивно-игровые, проектные и модульные технологии.
Преподаватели спецдисциплин нашего учебного заведения активно работают над внедрением в учебный процесс эффективных образовательных технологий. Можно отметить, что каждый педагог берет за основу своей деятельности определенное направление. В частности, новые возможности на занятиях, использует модульное обучение. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и производить самооценку.
Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами обучения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучающийся сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на урок подготовленным, решать проблемные вопросы, участвовать в проектной исследовательской деятельности и т.п.
Модульный урок имеет свои особенности:
каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого терминологического диктанта и т.п.;
применение технологической карты особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет преподаватель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучение, цель обучения, тип урока, контроль за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общие и профессиональные компетенции, формируемые при изучении темы.
Модульное обучение на уроках технологии мало, чем отличается от обучения на любом другом предмете, но все же имеет свои специфические особенности: соответствующая технологическая литература, определенное программное обеспечение учебного назначения, практические работы, тестовые задания, творческие работы, работа в малых группах и т.п.
Для успешной работы с модулем учебное содержание представляется таким образом, чтобы обучающиеся его усваивали. Нужно, чтобы преподаватель через модуль как бы беседовал с обучающимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Применение разнообразного иллюстративного материала, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучающемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на занятиях информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Обучающиеся понимают, что использование возможностей современной компьютерной техники позволяет не только эстетически оформлять деловые бумаги, но и способствует четкому изложению мыслей. Для них становится привычным оформление документов в электронном варианте: например, обучающиеся разрабатывают доклады, рефераты, интеллект-карты, глоссарии, технологические карты, оформляют портфолио, творческие проекты, курсовые и дипломные работы.
На практических занятиях по профессии «Мастер отделочных строительных работ» я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность обучающихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.
Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой обучающиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в процесс обучения создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности к реальным производственным условиям использую дидактические игры.
Работа с опорными конспектами позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.
В процессе обучения преподаватель должен сам относиться творчески к своему труду и использовать следующие показатели:
-участвовать в экспериментальной работе;
-преподавать увлеченно, рационально планировать свою работу;
-свободно ориентироваться в современных технологиях обучения;
-уважать личность обучающихся;
-дифференцировать объем и сложность заданий;
-побуждать обучающихся к активизации познавательной деятельности;
-формировать устойчивые профессиональные интересы;
-создать систему контроля качества обучения;
Итак, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Стратегия модернизации образования, новые ФГОС ставят для образования новые ориентиры в определении образовательных целей системы НПО и оценке результатов ее деятельности.
Квалифицированный специалист, осознавая свою уникальность, должен быть инициативным, готовым к постоянным изменениям, самосовершенствованию, способным творчески мыслить и находить нестандартные решения, знать, как применить приобретенные знания и практический опыт в быстро меняющихся жизненных условиях.
Список литературы:
1. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы профессионального образования, М. - 2006 г.
2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Сайт программы «Обучение для будущего».