Рабочая программа Край родной для детей старшего дошкольного возраста
П Р О Г Р А М М А
По предмету «Родной край»
Для детей 5 лет
СОСТАВИТЕЛЬ:
Педагог дополнительного образования Л.Г. Чепенко
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально - региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учётом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности.
Данная рабочая программа направлена на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных, патриотических и духовных качеств личности. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание программы включены фотографии, сюжеты по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, так как свой родной край, в котором ты живешь, необходимо изучать.Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитание у детей патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Правильно организованная работа (региональный компонент) поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе и общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор и многое другое. Учитывая потребность детей в игре - занятия проводятся в занимательной игровой форме.
Цель программы: познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитывать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
1. Учитывая возрастные особенности детей, формировать представление о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ЯНАО является её частью;
2. Дать знания об окружающем мире, природе родной местности, истории, культурных традициях своего народа и города, в котором ты живешь.
3. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.
4. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю, бережное отношение к природе.
5. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.
6. Помочь детям освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.
7. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.
Возрастные особенности детей 5 лет.
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок: может распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. начинает осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для него более привлекательными, чем другие. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Основные разделы программы следующие: «Моя Родина – Россия», « Мой край – Ямал», «Ненцы-коренные жители Севера, их культура и быт», «Растительный и животный мир Ямала»,
Особенностью данной программы является то, что знания полученные детьми во время непосредственной образовательной деятельности взрослого с детьми реализуются в рабочей тетради.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в работе с детьми 5лет.
Содержание рабочей программы:
1.Моя Родина – Россия, мой край – Ямал. Чтение стихов о родном крае, городе, символика Ямала. Карта. Знакомство с картой своего края.
2. Знакомство с историей своего города, его становление, достопримечательности и памятники, профессии людей, работающих на Ямале. 3. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек. 4. Растения родного края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Растения и животные, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев. Посадка цветов, кустарников.
5. Животные родного края. Редкие животные своего края. Среда обитания птиц. Влияние времени года на жизнь животных.
6. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, прудами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей.
7. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
Непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми включает в себя:
1. Беседы с детьми;
2. Работа с картой России и ЯНАО;
3. Рассматривание альбомов и иллюстраций, фото;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические и подвижные игры;
6. Продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд);
7. Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.
Ожидаемые результаты усвоения программы по региональному компоненту .
Знать:
- название страны, региона, города в котором живёт; -символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн), столицу России; -символику округа, города; -особенности климата, растительного и животного мира; - полезные ископаемы ЯНАО; - названия некоторых улиц своего города; достопримечательности города; - растительный мир тундры: деревья, ягоды, грибы. -животных и птиц тундры; - рыбу, обитающую в местных водоёмов; - название коренных народов Севера (ненцы); - название жилища коренных жителей Севера (чум); - промыслы ненцев, их орудия труда; - некоторые орнаменты ненцев; - средства передвижения ненцев - нарты; - некоторые ненецкие потешки, сказки,легенды, поговорки и пословицы.
Уметь:
- находить на карте Россию, полуостров Ямал; - называть область округ и город, в котором живёт; - узнавать символику РФ; символику округа и города (флаг, герб); - узнавать и называть средства передвижения ненцев – нарты; - узнавать ненецкий орнамент, изображать ненецкий орнамент в рисунке;- узнавать и называть ненецкое жилище; -узнавать деревья, грибы, ягоды тундры; - узнавать и называть некоторых животных, птиц тундры; - узнавать и называть рыбу, обитающую в местных водоёмах - передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности; - строить чум из счётных палочек, пластилина и ткани;
Иметь представление:
- о неофициальных символах России; - о значении Государственного флага; - о полуострове Ямал; - о истории возникновения города; - о предметах быта ненцев; - о том из чего изготавливают нарты; о видах нарт; - о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях; - значение и назначение некоторых ненецких орнаментов; - о женской и мужской одежде ненцев; - о редких видах животных и растений Ямала; - о Красной книге; - об интересных фактах на Ямале.
Тематический план
месяц тема Программное содержание Материалы и оборудование
октябрь «Наша Родина – Россия» - Дать представление детям о России, как о стране в которой они живут; - познакомить с государственной символикой России (герб флаг, гимн);- развивать познавательный интерес, внимание, память, творческие способности; - воспитывать гордость и уважение к Государственной символике России. - Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество»; -карта мира, карта России; - изображения флага и герба России; - запись фонограммы гимна России;- полоски цветной бумаги трех цветов, клей.
октябрь «Мой край – Ямал» - Познакомить детей с полуостровом Ямал, географическим положением на карте России, крупными городами; - дать представление о богатствах нашего края – нефть и газ; - рассказать об особенности климата, о природном явлении «Северное сияние»; - развивать память, внимание, творческие способности. - карта России; - карта Ямала; - фото буровых вышек, полезных ископаемых; - фото «Северное сияние»; - листы бумаги, цветные карандаши.
октябрь «Новый Уренгой – город на Ямале» - Познакомить с символикой г.Новый Уренгой; - учить показывать на карте округ, город; - познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе; -воспитывать любовь к малой Родине. - карта ЯНАО; - изображения герба и флага г. Новый Уренгой; - стихотворение «Мой город»; - индивидуальные задания для закрепления темы «Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши.
октябрь «Улицы родного города» - Познакомить с улицами нашего города, их названиями; - рассказать о достопримечательностях г. Новый Уренгой; - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать любовь к родному городу. - иллюстрации, фото с изображением улиц и достопримечательностей города; -стихотворение Юлии Васильевой «Новый Уренгой» - индивидуальные задания для закрепления темы «Покажи достопримечательности нашего города», «Зачеркни лишнее», цветные карандаши.
ноябрь «Коренные жители – ненцы» - Дать представление детям о коренных жителях севера – ненцах, их трудом и основными орудиями труда; - Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются; - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов. - иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт; - загадки о нартах; - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев».
ноябрь «Чум – дом ненцев» - Познакомить детей с жилищем ненцев – чумом; - Рассказать и показать, как и из чего его строят, как он выглядит летом и зимой; - Совершенствовать умения сравнивать объекты. - иллюстрации чума(зимой, летом); - схема-алгоритм установки чума; - индивидуальные задания «Из шкуры какого животного делают чум?», «Помоги ненцу добраться до его чума».
ноябрь «Предметы быта ненцев» - Познакомить детей с предметами быта ненцев; - Воспитывать интерес к предметам быта ненцев. - иллюстрации устройства быта в чуме; - некоторые предметы быта; - инд. задания «Обведи предметы быта ненцев», цветные карандаши.
ноябрь «Одежда ненцев» - Уточнить представления о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях; - Воспитывать бережное отношение к одежде. - иллюстрации национальной одежды и обуви ненцев; - стихотворение П.Явтысый «Мастерица»; - инд. задание «Раскрась круг под предметом одежды ненцев», цветные карандаши.
декабрь «Орнаменты ненцев» - Познакомить с основными видами орнамента ненцев, их значением и назначением; - Развивать внимание, мелкую моторику рук; - Воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к труду ненецких мастериц. - иллюстрации с изображением ненецких орнаментов; - изделия с ненецким орнаментом; - инд.задание «Определи ненецкий узор», «Продолжи узор».
декабрь «О чем может рассказать одежда?» - Познакомить детей со своеобразной древней письменностью ненцев: - Воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду мастериц Иллюстрации с одеждой ненцев.
Декабрь «Устное народное творчество ненцев» - Дать понятие об устном народном творчестве; - Познакомить с видами устного народного творчества ненцев; - Развивать слуховую память, внимание, речь детей. - ненецкие пословицы, поговорки, потешки, песенки; -игра «Угадай пословицу».
декабрь «Знакомство с ненецкими легендами и сказками» - Познакомить с ненецкой сказкой «Ягодка голубика»; - Показать особенности устного народного творчества ненцев; - Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера. - текст сказки «Ягодка голубика»; - альбомные листы, цветные карандаши;
январь «Деревья нашего края» - Сформировать представления детей о типичных видах растений , растущих на территории тундры(карликовая береза, лиственница, кедр, рябина), условиях их произрастания; - Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия красоты северной природы; - Развивать речь, познавательный интерес, творческие способности. - иллюстрации природы тундры; - иллюстрации деревьев; - инд.задания «Раскрась ветку рябины»
январь «Деревья нашего края» - Продолжать формировать знания детей о деревьях тундры (можжевельник, ель); - закрепить уже имеющиеся знания;- учить подбирать веточку к соответствующему дереву; - развивать внимание, речь, память. - иллюстрации с изображением природы тундры, отдельных деревьев; - инд.задания «Подбери веточку к дереву», «Положи шишку в корзинку».
январь «Растения тундры – ягель и мох» - Познакомить детей с растениями тундры – ягель и мох;- дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение; - развивать познавательный интерес детей; - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. - иллюстрации тундры, оленей; - стихи о растениях;
февраль «Ягоды Севера» - Познакомить детей с ягодами, растущими на территории Севера; - Дать характеристику ягодам, условиям их произрастания, полезные свойства; - Развивать внимание, память, речь; - Воспитывать бережное отношение к природе. - картинки с изображением северных ягод; - стихи о ягодах; - инд.задание «Положи ягоду в корзину».
февраль «Ягодки в корзине» - Расширить представления детей о северных ягодах; - закрепить умение детей отгадывать загадки о ягодах Севера; - Развивать любознательность, речь, интерес к флоре родного края. - картинки с изображением ягод Севера; - загадки о ягодах; - инд.задания «соедини слово с ягодой»
февраль «Грибы» - Формировать представления детей о грибах растущих на территории Севера (съедобные и несъедобные); - дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления; - развивать внимание, память, мелкую моторику рук. - иллюстрации изображения грибов; - стихи о грибах; - инд.задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши.
февраль «Грибная поляна» - Закрепить знания детей о грибах Севера, умение различать съедобные и несъедобные грибы; - закрепить умение отгадывать загадки о грибах; - развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук; - воспитывать бережное отношение к природе. - иллюстрации с изображением грибов; - загадки о грибах; - д/и « Собери грибы в корзинку»; - инд.задание «Обведи и раскрась», цветные карандаши.
март «Северный олень» - Познакомить детей с северным оленем – богатством тундры; - рассказать о его приспособленности к суровому климату, каков внешний вид, чем питается; - формировать представление о том, какое важное место северный олень занимает в жизни коренных жителей – ненцев; - воспитывать любовь к природе. - иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей; - инд.задание «Обведи и раскрась северного оленя».
март «Животные тундры» - Продолжать формировать знания детей о животных, обитающих на территории Севера (лемминг, песец, бурый и белый медведи); - рассказать об их способности приспосабливаться к суровому климату Севера; - Развивать внимание, память, познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе. - иллюстрации с изображением животных тундры; - д/и «Угадай, кто?»; - инд.задания «Определи травоядное и хищное животное», «Найди следы зверей»
март «Обитатели тундры» - Закрепить представления о животных тундры, их особенностях; - Закрепить умение передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности; - Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её. -иллюстрации с изображением животных тундры; - стихотворения и загадки о животных; - инд.задание «Дорисуй и раскрась» - принадлежности для рисования.
март «День народов Севера» - Познакомить детей с ежегодным праздником «День народов Севера»; - традициями его празднования, спортивными играми коренных жителей; - воспитывать интерес к традициям и обычаям коренных жителей – ненцев. - фото, иллюстрации, видео праздника;
апрель «Птицы Севера» - Познакомить с птицами тундры; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний. - аудиозапись голосов природы, птиц; - изображения птиц севера; - д/и «Четвертый лишний».
апрель «Рыбы Севера» - Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах; - Воспитывать любовь к природе; - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний. - изображения рыб – муксун, ряпушка, щука, пелядь, щекур, сырок, окунь, язь; - д/и «Чей хвост», «Какая рыбка попадет в ведро».
апрель «Красная книга ЯНАО» - Дать представление о редких видах животных и растениях Ямала; - Познакомить с Красной книгой; - Воспитывать бережное отношение к природе. - Красная книга Ямала; изображения животных и растений занесённых в красную книгу; Плакат «Правила поведения в Тундре».
апрель «Это интересно» - Познакомить детей с интересными фактами о ЯНАО; - Чтение и заучивание стихов о родном крае; - Развивать познавательный интерес, внимание, память; - Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю. - иллюстрации, фото интересных находок на территории ЯНАО;- стихи по теме «Моя Родина – ЯМАЛ».
Используемая литература.
1.Головнёв А.В., Зайцев Г.С. История Ямала. Тобольск,1992 2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду/ Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007 г. 3.Королькова О.А. Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала. - М. Управление дошкольным образовательным учреждением, №8, 2008 г. 4. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008 г. 6.Чепенко Л.Г. Авторска разработка, методическое пособие «Край Северный, Ямальский» 7. Чепенко Л.Г Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»