Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Югра — мой край родной 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 
«Рябинушка» 
«Югра -  мой край родной»
Конспект непосредственно образовательной деятельности 
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила
воспитатель 
Джумагазиева Ж.З. 
г. Покачи
Цель: формировать  представления   о природном богатстве родного края.Образовательные задачи: 
расширить и закрепить знания детей об особенностях  природы 
родного края, культуре, быте коренных народов Севера. 
Развивающие задачи: 
развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать 
выводы; 
развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.
Воспитательные задачи: 
воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к 
природе родного края; 
воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть 
похожими на них; 
воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы,  затяжная зима, дикоросы, кисы, ягушка, малица). 
Предварительная работа: экскурсия в  краеведческий музей   г. Покачи, экскурсия на водоём, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».Материалы:Карта ХМАО-Югры, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев. 
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие.  В течение путешествия мы будем отвечать на вопросы,  выполнять интересные задания, а также просматривать  слайды и комментировать их. - Что это за шар?(На столе стоит географический глобус)Дети: - Глобус.Воспитатель: - А что такое глобус?Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?Дети: - Это разные государства на планете Земля.Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.Воспитатель: - А как  же называется наша страна?Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?Дети: - Город Москва.Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.(Дети определяют место нашего проживания)Воспитатель: Многие из вас родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?Дети:- Родной край, малая Родина.Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?Дети: - Наша малая Родина называется - ЮграВоспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?Дети: - Он находится на севере нашей страны.Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?Дети: - Город Ханты - Мансийск.Воспитатель: - Много разных городов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)Как  называется наш город?Дети:  город Покачи.А что означает название нашего города Покачи?Дети: - город назван в честь семьи Покачевых.- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ? 
Дети: - Здесь добывают нефть, газ.Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?Дети: - Нет, нелегко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои. (просмотр  фрагмента фильма).Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов.Воспитатель: - Что такое дикоросы?Дети: - Это грибы и ягоды.Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?Дети: - Дико растут.Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды. (Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды).Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.            1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на Севере.            2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  Севера.( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды).Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?Дети: - Чум.Воспитатель: - А что такое чум?Дети: - Это летнее жилище хантов.Воспитатель: - Где находятся эти жилища.Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.Воспитатель: - А кто в них проживает?Дети: - Коренные жители: ханты и манси.Воспитатель: - А почему они живут в чумах?Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.Воспитатель:- А из чего сделан чум?Дети:- Из оленьих шкур.Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?Воспитатель: - Во что одеты?(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.Воспитатель: - А ноги во что обуты?Дети: - Кисы и бурки.Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?Дети: - Одежда вышита орнаментом.Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы. (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Природа г. Покачи»). Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)Воспитатель: -  Ребята, помните, мы изготовили макет тайги, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?(Даётся возможность определиться с решением).- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д. (Дети лепят животных).- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуйтесь своим произведением и отнесем на столик к другим макетам. (Дети ставят работы  в ряд с другими макетами).- Наше путешествие окончено.- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!- Что Вам больше всего понравилось? (Мнения детей).- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?(Дети высказывают свои предложения)
Заголовок 1RђЗаголовок 2RђЗаголовок 315