Конспект урока биологии на тему Цитология и здоровье 
         государственное бюджетное образовательное учреждение                         среднего профессионального образования                                                                     Ростовской области  «Шахтинский педагогический колледж»
Конспект  обобщающего урока по биологии                        (общеобразовательная подготовка)                                                                                Технология проблемного обучения.
Тема: Цитология и здоровье.
      Буракова Т.И.
                                                                                               преподаватель биологии
                                                                                               высшей категории
Шахты.
1.Технология проблемного обучения - это системный метод сознания, применения, определения процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию. 
2.Типы технологий, определяющих стратегию и стиль обучения: 
а) заданные ( стандартные, эвристические задачи на нахождение, определение, нереструктирование);
б) диалогические (интервью, дискуссии, беседы индивидуальные и коллективные): 
в) технологические тренинги на отработку нормативных приемов педагогической работы.
    3. Прогнозирование результативности технологии проблемного обучения посредством владения содержанием предмета, умения моделировать учебное занятие, обеспечения учебными и методическими пособиями, осуществления опытно -  экспериментальной работы, умения формально и не формально общаться.
    4. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования. Позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладение системой умений осуществлять поисковую деятельность.
План урока
Обозначение целей, задач урока.
Работа с эпиграфом (приложение 1)- постановка основной проблемы урока.
Фронтальный опрос – 13 вопросов.
Постановка микропроблем – оздоровительные функции органоидов.
     а) Работа с текстом по тетради.
     б) Работа с рисунками клетки.
     5.  Составление схемы факторов, вредно влияющих на здоровье человека.
     6.  Связь схемы с основной проблемой урока.
     7.  Фрагменты видеофильма «Наркотики - знак беды», глава II «Медицинская» -6мин.
     а) Формулирование проблемы по сюжету видеофильма.
     б) Беседа по сюжету видеофильма – 4 вопроса.
    8.  Анализ опережающего творческого домашнего задания: ситуационные задачи, диалоги,  инсценирование ( приложение 2)
     9.  Итог урока: а) выделить основную проблему, 
                               б) сформулировать микропроблему адресно сокурсникам. 
    10.  Домашнее задание: §§;                                                    
                                                    
Задачи:
Осознание проблемы цитологии как науки, ее связь с проблемой здоровья народонаселения России, построение и формирование гипотезы.
Развивать мыслительные способности студентов, умение анализировать, составлять и решать проблемные ситуации, понимание связей и отношений информации, включенной в задачи, формирование личностного смысла деятельности.
Воспитывать самостоятельность в деятельности, творческое овладение профессиональными знаниями, навыки здорового образа жизни, интерес к предмету. 
Межпредметная связь: анатомия, экология, русский язык, литература, философия.
Оборудование: таблицы, иллюстрации животной клетки.
План урока: 
Вступительное слово преподавателя: 
   Обратите внимание на тему урока «Цитология - наука о клетке», эпиграфом к уроку могут быть слова Б.Шоу: «Здоровое тело – продукт здравого рассудка».
              Как вы думаете, в чем смысл этих слов?
              Как бы вы иначе сформулировали тему урока? Какие варианты темы возможны?                II. Фронтальный опрос:
Какие клетки называются эукариотическими?
Какие клетки называются прокариотическими?
Перечислить органоиды животной клетки.
Какими органоидами отличается растительная клетка от животной?
Какую функцию выполняет ядро?
Что входит в состав генома?
Какую функцию выполняет эндоплазматическая сеть?
Какую функцию выполняет рибосомы?
Расскажите о лизосомах.
Каково строение и функции митохондрий.
Что необходимо для успешной работы митохондрий?
Как устроен и какую функцию выполняет комплекс Гольджи?
III. Постановка  микропроблемы -   работа с текстом в тетради.
Подчеркните только те органоиды и их функции, которые напрямую связаны со здоровьем человека.
Обратите внимание на рисунки животной клетки – отчертите границы этих органоидов.
IV. Итак: проблема здоровья населения России – одна из важнейших государственных задач. Но решать ее надо на уровне личности, на уровне каждого из нас. Дж. Голсуорси: «Если ты не думаешь о будущем, то у тебя его не будет».
 Назовите факторы, вредно влияющие на клетки, а следовательно, и на здоровье. 
V. Итак: сформулируйте основную проблему урока: Здоровье человека через здоровье клетки.
VI. Фрагменты видеофильма: «Наркотик – знак беды», глава II «Медицинская».
1. На какие органоиды в первую очередь влияют наркотики?
2. Какие органоиды блокируются и почему?
3. Как наркотик действует на клетку?
4. Как наркотик действует на организм человека?
            VII. В качестве опережающего домашнего задания проблемного значения вы анализировали ситуационные задачи. Представьте решение этих ситуаций. 
1. Ваш друг (подруга) употребляет наркотики. Ваши действия?
2. Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного назначения. Как решить данную проблему?
3. На дискотеке вам предложили таблетки - стимуляторы. Как выйти из данной ситуации?
4. Вы в случайной компании, видите, что употребляются наркотики. Обозначьте две проблемы, представьте их решения.
- Ситуации комментируются преподавателем, обращаясь с вопросами к студентам:
1. На что обратили внимание при анализе этой ситуации?
2. А как бы вы решили данную проблему?
          Итог урока: 
                         Итак: над какой проблемой мы сегодня работали? Почему проблема наркомании до сих пор не решена?
1. Составьте по информации урока свои микропроблемы – 5 минут.
2. Объявите свою микропроблему адресно сокурсникам.
3. Обсудите возможные варианты решения проблем.
Домашнее задание:  
Общая биология В.М. Константинов, учебник для СПО., М. 
«Академия» 2010 с.16-25, с. 27-29.