Тестовая контрольная работа по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ и энергии» (9 класс)
Тестовая контрольная работа по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ и энергии»
Уровень контроля: тематический.
Цель: соотнесение результатов освоения дидактических единиц темы «Химическая организация клетки. Обмен веществ и энергии» с требованиями учебной программы.
Тест рассчитан на учеников 9-го класса, обучающихся по концентрической программе «Биология. Общие закономерности. 9 класс» (70 ч, 2 ч в неделю); автор В. Б. Захаров.
Учебник: Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 3-е изд., дораб.- М.: Дрофа, 2002. – 288 с.: ил.
Время проведения: 40 минут.
Число заданий: 30.
Таблица 1. Доли и количество тестовых заданий на проверку каждой выделенной дидактической единице
№ дидактической единицы Доля от всех тестовых заданий Кол-во тестовых заданий
ДЕ1: Неорганические вещества клетки 20% 6
ДЕ2: Органические вещества клетки 20% 6
ДЕ3: Пластический обмен 30% 9
ДЕ4: Энергетический обмен 30% 9
100% 30
Таблица 2. Количество тестовых заданий для каждой дидактической единицы в зависимости от трудности
α /ДЕ ДЕ1 ДЕ2 ДЕ3 ДЕ4 Всего Оценка доли
α1 2 2 3 3 10 20 заданий/66%
α2 2 2 3 3 10 α3 2 2 3 3 10 10 заданий/44%
6 6 9 9 30 100%
Таблица 3. Развёрнутый план теста
№ ТЗ ДЕ α Тип ТЗ t (мин) Баллы
1 1 ОВ 1 1
1 1 ОВ 1 1
2 1 ОВ 1 1
2 1 ОВ 1 1
3 1 ОВ 1 1
3 1 ОВ 1 1
3 1 ОВ 1 1
4 1 ОВ 1 1
4 1 ОВ 1 1
4 1 ОВ 1 1
1 2 МВ 1 2
2 2 МВ 1 2
3 2 МВ 1 2
4 2 МВ 1 2
3 2 МВ 1 2
1 2 О 1 2
2 2 О 1 2
4 2 О 1 2
3 2 О 1 2
4 2 О 1 2
1 3 С 2 3
2 3 С 2 3
4 3 С 2 3
3 3 С 2 3
4 3 С 2 3
1 3 П 2 3
2 3 П 2 3
3 3 П 2 3
4 3 П 2 3
3 3 П 2 3
Условные обозначения:
ДЕ – дидактическая единица
α – норма трудности задания
ТЗ – тестовое задание
ОВ – одиночный выбор
МВ – множественный выбор
О – открытого типа
С – установление соответствия
П – установление последовательности
Тест по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ и энергии»
I. Задания с одиночным выбором ответа (1 балл):
1. К макроэлементам относятся:
А) H, O, C, N
Б) P, S
В) Cu, Zn, Co, I, F
Г) Cl, Na, K, Ca, Mg, Fe
2. Вода – универсальный:
А) индикатор
Б) катализатор
В) растворитель
Г) пигмент
3. Фермент – это … белковой природы :
А) индикатор
Б) катализатор
В) растворитель
Г) пигмент
4. Носителями наследственной информации в клетке являются:
А) белки
Б) жиры
В) углеводы
Г) нуклеиновые кислоты
5. Пластический обмен также называется:
А) ассимиляцией
Б) диссимиляцией
В) аэробным дыханием
Г) анаэробным дыханием
6. Полипептидная цепь синтезируется в:
А) митохондриях
Б) рибосомах
В) ядре
Г) пластидах
7. Транскрипция происходит в:
А) митохондриях
Б) рибосомах
В) ядре
Г) пластидах
8. Энергетический обмен также называется:
А) ассимиляцией
Б) диссимиляцией
В) аэробным дыханием
Г) анаэробным дыханием
9. АТФ синтезируется в:
А) митохондриях
Б) рибосомах
В) ядре
Г) пластидах
10. Автотрофными организмами являются:
А) растения
Б) животные
В) грибы
Г) вирусы
I I. Задания с множественным выбором ответа (1 балл):
11. По новой классификации к микроэлементам, масса которых в клетке около 2%, относятся:
А) H, O, C, N
Б) P, S
В) Cu, Zn, Co, I, F
Г) Cl, Na, K, Ca, Mg, Fe
12. Запасными веществами в клетках являются:
А) белки
Б) жиры
В) углеводы
Г) нуклеиновые кислоты
13. В процессе биосинтеза белка принимают участие:
А) ДНК
Б) глюкоза
В) РНК
Г) кислород
14. АТФ у растений может вырабатываться в:
А) митохондриях
Б) рибосомах
В) ядре
Г) пластидах
15. В процессе фотосинтеза из воды и углекислого газа образуются:
А) ДНК
Б) глюкоза
В) РНК
Г) кислород
I I I. Задания открытого типа (1 балл):
16. Дигидрофосфаты и гидрофосфаты, а также гидрокарбонаты и угольная кислота определяют такое свойство клеток как _________________. (буферность)
17. Аминокислоты являются мономерами таких биополимеров как ___________________. (белки)
18. Вещество, образующееся в митохондриях и хлоропластах, в виде которого накапливается энергия в клетке – это _____________________________________________. (аденозинтрифосфорная кислота, АТФ)
19. Процесс перевода информации м-РНК в последовательность аминокислот называется _______________________. (трансляция)
20. Третий этап энергетического обмена – стадия __________________________________. (аэробного дыхания, или кислородного расщепления).
IV. Задания на установление соответствия (2 балла):
21. Согласно современной классификации элементы S, Cu, Zn, Ca, H, O, F, Co, I, C, Na, K, Cl, P, Mg, N, Fe распределяются по группам в зависимости от распространённости в клетках так:
Ответ:
Макроэлементы – (H, O, C, N)
Микроэлементы – (P, S, Cl, Na, K, Ca, Mg, Fe)
Ультрамикроэлементы – (Cu, Zn, Co, I, F)
22. Соответствие свойств генетического кода определениям таково:
А) избыточность 1. Один триплет соответствует одной аминокислоте
Б) специфичность 2. Одинаковые триплеты кодируют одинаковые аминокислоты у всех организмов
В) универсальность 3. Некоторые аминокислоты кодируются несколькими триплетами
Ответ:_________________________________. (А-3, Б-1, В-2)
23. Функции органоидов из левой колонки соотносятся с органоидами из правой колонки следующим образом:
А) образование белков
Б) синтез АТФ
В) синтез углеводов 1) митохондрии
2) хлоропласты
3) рибосомы
Ответ: __________________________________. (А – 3, Б – 1,2, В - 2)
24. Нуклеотидам из левой колонки соответствуют (комплементарны) следующие нуклеотиды из правой колонки:
А
Г
Т
Ц А
Г
Т
Ц
У
Ответ:_________________________________. (А-Т, Г-Ц, А-У)
25. В зависимости от способа получения энергии организмы можно разделить следующим образом:
1) Автотрофные А) растения
Б) грибы
В) животные
2) Гетеротрофные Г) бактерии- хемо- и фотосинтетикиД) прочие бактерии
Ответ:_________________________________. (1 – А, Г; 2 – Б, Ж,Д)
V. Задания на установление последовательности (2 балла):
26. Содержание химических элементов H, Cl, N, C, S, O в клетках уменьшается следующим образом:
Ответ:________________________. (H, O, C, N, S, Cl)
27. Содержание основных классов органических веществ (жиров, белков, нуклеиновых кислот и углеводов) в клетках животных уменьшается следующим образом:
Ответ:_______________________________________________________________________. (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
28. Последовательность стадий биосинтеза белка такова:
А) движение рибосомы по и-РНК, присоединение аминокислот комплементарных триплетам и-РНК
Б) выход и-РНК из ядра в цитоплазму
В) отделение полипептидной цепочки от рибосомы
Г) синтез информационной РНК на одной из цепей ДНК
Д) присоединение к и-РНК рибосомы
Ответ:___________________________. (Г, Б, Д, А, В)
29. Последовательность этапов энергетического обмена такова:
А) анаэробное дыхание
Б) распад полимеров до мономеров
В) аэробное дыхание
Ответ:_________________________. (Б, А, В)
31. Общий обмен веществ в организме имеет следующие стадии::
А) Синтез белка-фермента, обеспечивающего реакции, расходование энергии
Б) Синтез собственных веществ организма из простых органических веществ, расходование энергии
В) Расщепление сложных органических веществ до простых, выделение энергии
Г) Аэробное дыхание, накопление энергии
Д) Анаэробное дыхание, накопление энергии
Ответ: ____________________________. (В, Д, Г, А, Б)
Оценивание результатов:
89-70% - «4»
49-0% - «2»
100-90% - «5»
69-50% - «3»
49-0% - «2» Порядок перевода:
Ч%= СБ*100% / 60,
где СБ – «сырые» баллы.