Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов
Н.В.Грибкова
Преподаватель экономики
ГАПОУ МО ЕПЭТ
г.Егорьевск
Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов
Какова роль взаимосвязи в преподавании дисциплин «Экономика» и специальная технология в повышении конкурентоспособности специалистов?
Аннотация. В статье автором рассматривается взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальная технология в повышении конкурентоспособности специалистов.
Ключевые слова: компетенции, ФГОСы, рыночные отношения, межпредметные связи.
Современные социально-экономические преобразования- переход страны к рыночной системе хозяйствования привели к реорганизации производства, развитию различных форм собственности, формированию рынка труда и трудоизбыточной экономике. Выпускники профессиональных учебных заведений оказались не подготовлены к конкуренции на рынке труда, не владеющими информацией и умениями активного построения своей профессиональной карьеры. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального профессионального образования (ФГОС) третьего поколения зафиксировано, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника, конкурентоспособности, гражданской активности, духовной, нравственной и профессиональной подготовленности к работе по избранной профессии.
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
Выпускник выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающийся своим главным капиталом - своей квалификацией [1]. Чтобы быть конкурентноспособными на рынке труда, выпускники должны владеть общими и профессиональными компетенциями и потенциально быть готовыми к самореализации: работать менеджерами, открывать индивидуальные предприятия, т.е. полноценно и эффективно участвовать в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой начального профессионального образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы образования, и призвана способствовать реформе начального профессионального образования [2].
Современное образование требует преодоления разрозненности учебных дисциплин. Каждый предмет в отдельности не может дать целое представление о реальной действительности, быть основой формирования целостных характеристик личности. Известно, что теоретические знания являются основой профессиональных и формируют общую компетентность будущих специалистов. Учебный материал специальной технологии представляет собой теоретическую базу профессиональной подготовки рабочих, является переходным звеном между теоретическим и производственным обучением
Существующая система профессионального обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей на общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины
Проблема взаимосвязи учебных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания.
Межпредметные связи – это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого предмета. Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоничном развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей (схема1).
Схема1
Межпредметные связи как средство мотивации учащихся к изучению экономики
Каким образом на практике достичь желаемого результата, используя межпредметные связи? В своей практике я применяю межпредметные занятия – эта форма занятий, при которой изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких предметов, которые разделены по времени (семестры, курсы) . Межпредметное занятие, как правило, ведет один преподаватель .
При построении учебного процесса предлагается использовать следующие виды деятельности:
освоение знаний, посредством практических и лабораторных работ;
включение в поисково-исследовательскую, проектно-конструктивную деятельность;
конкурсы, конференции, выставки, защиты;
семинары.
Реализация программы предполагает широкое использование: метода проектов;
деловых игр; лабораторных практикумов ;тестов; кроссвордов;компьютерных деловых игр.
Изучая экономику, учащиеся познают основные экономические концепции, законы, модели и принципы принятия рациональных экономических решений; приобретают навыки применения полученных знаний на практике. На первом занятии «Введения в экономику» мы открываем предприятие «Моя профессиональная фирма». Так, учащиеся по профессии
« Парикмахер» открывают парикмахерские салоны: придумывают название, фирменный знак, девиз - прямая связь с профессиональной деятельностью. Затем изучаем производственные возможности фирмы, считаем производительность труда сначала одного мастера, а потом всех мастеров салона и строим кривую производственных возможностей. Учащиеся наглядно изучают: сколько услуг может выполнить каждый мастер и все мастера салона вместе, т.е. свои практические знания они применяют на теории. На занятии: «Спрос. Предложение. Равновесная цена», занятия делим на три модуля, на первом все учащиеся – клиенты, на втором –все предприниматели, а третьем - определяем равновесную цену парикмахерской услуги. Изучая способ определение цены на теории, учащиеся охотно используют его на практике. На занятии «Организационно-правовые формы предприятий» выбираем форму собственности предприятия «Моя профессиональная фирма», анализируем достоинства и недостатки. При организации собственного бизнеса (малое предприятие - основная форма организации парикмахерского бизнеса), учащиеся используют полученные знания. Актуальными являются темы «Доход. Издержки. Прибыль» и «Ценообразование». Не имея знаний по дисциплинам «Материаловедение», «Технология парикмахерских услуг», нельзя рассчитать себестоимость парикмахерской услуги (например, химической завивки), а следовательно, и прибыль всего предприятия в целом. Любимая тема всех учащихся «Заработная плата». На этом занятии можно начислить заработную плату себе, другим работникам фирмы и даже президенту. Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.
Проведенный анализ успеваемости учащихся по профессии «Парикмахер» показал следующие результаты (таблица1 и рис.1):
Таблица1
Мониторинг качества знаний
№
п/п
Курс обучения
Наименование дисциплины
Качество знаний
1.
1
Материаловедение
48%
2.
1
Технология парикмахерских услуг
56%
3.
1
Учебная практика
67%
4.
2
Технология парикмахерских услуг
64%
5.
2
Учебная практика
75%
6.
3
Технология модельной прически
72 %
7.
3
Экономика отрасли и предприятия
69%
8.
3
Учебная практика
84%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.1 Диагностика качества знаний учащихся
По результатам промежуточной аттестации проводился мониторинг качества знаний учащихся с 1 по 3 курс обучения по дисциплинам материаловедение, технология парикмахерских услуг, экономика отрасли и предприятия и учебная практика. Проведенный анализ данных таблицы 1 и рис.1 , показал, что межпредметные связи на 3 курсе дали положительную динамику роста, качества знаний у учащихся увеличилось на 17%. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на занятиях повышает доступность усвоения связей между экономическими, физическими и другими понятиями. Межпредметные связи, во-первых, создают у учащихся систему обобщенных знаний, во-вторых - систему общепредметных умений в видах деятельности, общих для родственных предметов [3].
Рассмотрение межпредметных связей с позиций целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трех взаимосвязанных типов: 1) содержательно – информационных;
2) операционно – деятельностных;
3) организационно – методических (схема2).
Схема2
Взаимосвязанные типы межпредметных связей
Рассмотрим схему: 1. содержательно – информационные межпредметные связи на уровне фактов, установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории.
2. Операционно-деятельностные межпредметные связи способствует формированию у учащихся общепредметных умений практической деятельности. Перспективные межпредметные связи на уроках экономики выявляют возможные области применения функций, прямых и обратных пропорциональных зависимостей.
3. Организационно-методические межпредметные связи - методические и организационные приёмы на уроках экономики.
Таким образом, межпредметные связи выполняют ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Итак, межпредметные связи позволяют:
развивать у учащихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;
оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;
создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере;
активизировать интерес к предмету;
формировать общие и профессиональные компетенции выпускников;
овладеть умениями активного построения своей профессиональной карьеры;
обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Список литературы:
Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции . – Горно-Алтайск, 2009 . - 160 с.
Межпредметные связи в учебно – познавательной деятельности
/ Под ред. Н.А. Сорокина. – Тула, 2003.-186с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – СПб.:Каро, 2004.- 372с.
Профессиональное образование в России : (Перспективы развития) / А. М. Новиков ; Рос. акад. образования, Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования, 253 с. 20 см, М. ИЦПНПО 1997
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Root Entry