Развитие профессиональных компетенций педагога как фактор повышения качества профессионального образования
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Профессиональное училище № 51
с. Кимильтей
Развитие профессиональных компетенций педагога как фактор повышения качества профессионального образования
Областной семинар педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования Иркутской области по теме: «Роль методической службы в повышении квалификации педагогов в условиях внедрения ФГОС нового поколения»
14-15 марта 2013 года
Автор: преподаватель ОД
Красикова О.П.
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………… 3 – 6
Основная часть………………………………………………………… 6 – 14
Заключение………………………………………………………………… 14
Литература………………………………………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
… мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения
А.А. Крылов
Задачей правительственной Стратегии развития образования до 2020 г. определено достижение нового качества образования – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.
Обеспечить качественное образование, воспитание, профессиональное мышление, высокую мобильность и компетентность, ориентированность на созидательный и качественный труд, должны педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, владеющие глубокими педагогическими, психологическими, методическими знаниями и умениями, умело использующие различные способы профессионально-педагогической деятельности для творческого решения педагогических задач.
Педагог, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию.
В связи с этим актуальным становится проблема готовности педагогов к работе в современных условиях, проблема компетентности самих педагогических работников. Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции является предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков.
В педагогической науке и практике существует множество подходов к понятию «профессиональная компетентность».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности педагога:
Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Лариса Максимовна)
Компетентным считается такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся. При этом компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой стороны. (Маркова Аэлита Капитоновна)
Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций. (Соловова Елена Н.)
Возникает вопрос: Компетентный педагог и педагог-профессионал - это одно и то же или нет?
Понятие профессионализма базируются на понятиях профессиональной компетентности.
Точнее это выглядит так:
1) понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности;
2) причем, профессиональные компетентности педагога отождествляются с профессиональными умениями;
3) под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления
Взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность» устанавливается следующим образом:
Компетентность – более широкое понятие, чем компетенция и характеризует субъект деятельности;
Компетенция – составная часть компетентности, относится к деятельности (умения).
Компетентная модель современного педагога выглядит следующим образом:
1
2
3
Стандартный
уровень
Творческий
уровень
1.Предметная компетентность
2.Педагогическая компетентность
3.Социальная компетентность
Готовность педагога к профессиональной деятельности предполагает обладание
Предметной компетентностью - это собственные знания, умения и навыки педагога по предмету;
Педагогической компетентностью – умения применять знания на практике, причем не только знания предмета, но и знания в области педагогики, психологии, дидактики, а так же умения оценивать результаты своего труда, труда обучающихся, педагогические процессы.
Социальной компетентностью- связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
Творческий уровень – умение творчески применять навыки. В результате – развитие педагогических процессов, социально – педагогической системы.
Подходов к данному вопросу много. Нам близок подход исследователя Т.Г. Браже, которая подчёркивает, что профессиональная компетентность определяется не только профессиональными базовыми знаниями, но и ценностными ориентациями специалиста, интегративными показателями его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, к своей деятельности, к смежным областям знания), способностью к развитию своего творческого потенциала.
От профессиональной компетентности педагога зависит качество образовательных результатов и достижений обучающихся.
Обобщив имеющиеся на сегодняшний день классификации ключевых компетенций, можно выделить группы надпредметных ключевых компетенций, которыми важно обладать преподавателям и мастерам производственного обучения:
– коммуникативные компетенции;
– психолого-педагогические компетенции;
– информационно-технологические компетенции;
– организационные компетенции (создание развивающей среды);
– планово-прогностические компетенции;
– проектно-исследовательские компетенции;
– рефлексивную культуру.
Система «Педагогическая компетентность» выглядит следующим образом.
Прогностическая
Аналитическая
Рефлексивная
Проективная
ная
Информационная
Педагогическая
компетентность
Мобилизационная
Развивающая
Персептивная
Коммуникативная
Педагогическое общение
Ориентационная
Педагогическая
техника
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Важно отметить, что компетентность педагога формируется в процессе деятельности и в единстве с его ценностями. Наличие личной заинтересованности и позитивной оценки деятельности позволяет достичь высоких профессиональных результатов.
В соответствии с программой развития ОГБОУ НПО ПУ № 51 на период до 2015 года, целью, которой является «Планомерное развитие и совершенствование деятельности учреждения в интересах развития личности обучающегося и педагога, обеспечения качества образовательного процесса с позиций компетентностного подхода» и миссией учреждения, связанной с решением вопроса профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для предприятий сельского хозяйства и сферы обслуживания Зиминского района Иркутской области», одним из приоритетных направлений работы стало совершенствование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов и формирование единой образовательной среды.
Для реализации данного приоритетного направления поставлены следующие задачи:
разработка компетентностной модели педагога;
создание нормативной базы и разработка механизма развития мотивации педагога к совершенствованию педагогической компетентности;
разработки системы управления развитием профессиональной компетентности педагогов
внедрения личностно-развивающей модели повышения квалификации педагогических работников
разработка и апробация системы мониторинга и оценки сформированности профессиональной компетенции педагогов и мастеров производственного обучения училища на основе рейтинговой оценки деятельности;
К механизмам развития профессиональной компетентности педагога в нашем учебном заведении были выбраны следующие формы:
курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
самообразование;
активное участие в работе методических комиссий, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;
использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных
участие в различных конкурсах, исследовательских работах
обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций;
апробация системы рейтингования.
Остановимся на некоторых механизмах подробнее.
В училище разработана и апробируется гибкая система повышения квалификации педагогов с учетом опыта, личных запросов, творческих возможностей, достигнутых результатов, стажа работы, образования и результатов аттестации. Для каждого педагога формируется индивидуальная траектория развития на основе выявленных индивидуальных профессиональных затруднений.
Система повышения квалификации состоит из четырёх этапов:
диагностический,
организационно-управленческий,
технологический,
рефлексивно-оценочный.
Диагностический этап - направлен на исследование мировоззренческого, личностного, профессионального уровня педагога, мотивационной готовности педагогов к развитию и повышению уровня профессиональной компетентности, формирование потребности в непрерывном профессиональном развитии.
Для решения задачи создания личностно-развивающего пространства, был подобран диагностический инструментарий для определения уровня профессиональной компетенции педагогов, выявления индивидуальных и типовых затруднений в их педагогической деятельности. На основе анализа полученных данных была осуществлена дифференциация педагогических работников на группы и поставлена цель разработать программы повышения профессиональной компетентности для отдельных групп педагогов, и каждого педагога в отдельности, с учетом выявленных затруднений, личностных и профессиональных характеристик. Выделены три группы педагогов имеющие типичные затруднения в профессиональной деятельности.
Первая группа включает педагогов, которые находятся на репродуктивном и на адаптивном уровнях; они испытывают и осознают затруднения, связанные, в основном, с содержанием учебной дисциплины. Актуальным для них выступают следующие проблемы: как сделать учебный материал доступным для восприятия обучающихся; как избежать перегрузки учебного плана второстепенной информацией; какую логику изложения материала выбрать и др..( молодые специалисты)
Ко второй группе относятся педагоги, которые находятся на локально-моделирующем уровне; они испытывают затруднения связанные главным образом с организацией учебного процесса типичными проблемами этих педагогов являются: как сформулировать учебные цели, чтобы их реализацию можно было проконтролировать; какие формы и методы дают наибольший эффект и др.
Третья группа объединяет педагогов, которые находятся на уровне системно-моделирующего творчества, их типичные затруднения связанны с технологическим описанием собственного опыта создания авторских разработок, с участием в разработке инновационных проектов.
Организационно-управленческий этап направлен на создание индивидуальной траектории развития педагогов. В систему повышения квалификации вошли:
Подбор оптимальных для педагога курсов повышения квалификации или переподготовки:
За 2011-2012 учебный год повышение квалификации педколлектива составило 100%.
Профессиональную переподготовку на базе ИИПКРО получили 2 человека (второе высшее образование).
На 2013г. составлен план – график повышения квалификации, позволяющий оптимизировать развитие профессиональной компетентности педагогов:
по модульно-накопительной системе (8 человек по индивидуальным траекториям развития)
По плану ИИПКРО, ИРО, ресурсных центров, Сервисного методического комплекса западного региона ОУ НПО и СПО Иркутской области (14 человек).
Профессиональную переподготовку на базе ИИПКРО получают 6 человек.
Технологический этап заключается в формировании и развитии
педагогической деятельности, результатом, которого является создание круглых столов, педагогических мастерских, творческих лабораторий, мастер-классов, организация и проведение научно-практических конференций, разработка программ развития-саморазвития, защита творческих отчетов, авторских проектов.
Особое внимание уделяется участию педагогов в разработке и реализации инновационных образовательных проектов на уровне учебного заведения, региона, области.
Рефлексивно-оценочный этап включает оценку и самооценку педагогической деятельности, исследование уровня профессиональной компетентности педагога.
Для этого была разработана рейтинговая система оценки профессиональной деятельности педагогов. Мы предлагаем вашему вниманию один из возможных вариантов рейтинговой оценки. Рейтинговая оценка осуществляется на основе информационной базы, отражающей показатели по пяти направлениям деятельности педагога:
учебная деятельность;
методическая работа (включая инновационную деятельность и работу по саморазвитию);
общественная работа;
исполнительская деятельность;
воспитывающая деятельность.
Оценка деятельности по всем направлениям производится по бальным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения (оптимальный, достаточный, средний, критический).
До 25 числа последнего месяца каждого полугодия учебного года (декабрь, июнь) педагог производит самооценку продуктивности деятельности за отработанные месяцы и вносит её в лист оценки педагога.
Исходя из суммы рейтингов, полученных работником, определяется уровень его профессиональной деятельности и компетентности:
Лист оценки педагога
№ п\пКритерии Показатели
А Учебная деятельность
1 % успеваемости 100%-5 баллов;
99-95%-3 балла;
94-80%-1 балл;
79% и ниже- 0 б.
2 % качества знаний 3 Наличие обучающихся- победителей училищных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований. 1 балл за каждого победителя.
4 Наличие обучающихся - победителей, призёров, участников региональных соревнований. 5 баллов за 1 место
3 балла за 2 место
2 балла за 3 место
1 балл за участие.
5 Наличие обучающихся - победителей, призѐров, участников областных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований. 10 баллов - всероссийский уровень;
5 баллов - победители областного уровня;
3 балла - участники соревнований регионального уровня
1 балл – внутриучилищный уровень
6 Участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством педагога. 10 баллов - всероссийский уровень;
5 баллов - победители областного уровня;
3 балла - участники конкурсов регионального уровня
1 балл – внутриучилищный балл
7 Культура и этика общения с обучающимися. Выявляется на основании анкетирования обучающихся;
3 балла - сдержанное, вежливое отношение к обучающемуся;
0 баллов - наличие нарушений культуры поведения.
Б Методическая работа.
1 Педагог- победитель, призёр, участник профессиональных конкурсов и соревнований. 5 баллов – победитель;
3 балла – призёр;
2 балла – участник конкурсов.
2 Обмен опытом в виде открытых уроков, мероприятий. 5 баллов за каждый открытый урок или мероприятие.
3 Выступление с сообщениями и докладами на методических комиссиях. 2 балла за каждое выступление.
4 Выступление с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т. п. 3 балла за каждое выступление.
В Общественная работа
1 Работа в училищных комиссиях 2 балла – за работу в каждом выбранном органе.
2 Выполнение общественных поручений (секретарь педсовета, секретарь совещаний и т.п.) 5 баллов – за выполнение долговременного поручения;
1 балл – за выполнение разового поручения.
3 Пропаганда деятельности училища в СМИ, публикация творческих работ педагогов и обучающихся, участие в профориентационной работе 5 баллов – за каждую публикацию, за каждый выезд с профориентацией.
Г Работа с документацией.
1 Правильность и своевременность оформления журналов, отчетов по предметам 3 балла – журнал оформлен правильно и своевременно;
1 балл – есть единичные замечания по оформлению;
0 баллов – регулярные нарушения в оформлении журнала.
2 Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя, мастера производственного обучения. 3 балла – отчёт сдан своевременно и оформлен правильно;
0 баллов – не выполнены требования по сдаче отчётности.
Д Трудовая дисциплина
1 Своевременное начало и окончание урока. 2 балла – нет нарушений трудовой дисциплины;
1 балл – единичные нарушения;
0 баллов – регулярные нарушения трудовой дисциплины.
2 Отсутствие на рабочем месте во время урока. -10 баллов – за нарушение трудовой дисциплины.
3 Посещаемость педагогических советов. 1 балл – за участие в каждом педагогическом совете.
4 Посещаемость заседаний МК, методических советов, педсоветов и пр. 1 балл – за участие в каждом заседании.
5 Культура и этика общения с коллегами. Выявляется на основании анкетирования педагогов.
3 балла – сдержанное, вежливое обращение к коллегам;
0 баллов – наличие нарушений культуры поведения.
Ж Внеклассная работа
1 Организация открытых мероприятий. 5 баллов – открытое мероприятие на уровне региона; 1 балл – посещение мероприятия
2 Активность участия группы в училищных мероприятиях. 3 балла – открытое мероприятие на уровне училища.
1 балл – посещение мероприятия.
3 Участие в областных, региональных мероприятиях. 5 баллов за победу в областном мероприятии;
3 балла за участие группы в региональном мероприятии.
4 Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен училища. 2 балла за каждое мероприятие.
5 Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными обучающимися, опекаемыми детьми По данным самого педагога и социального педагога.
Максимально 5 баллов.
100 - 80 баллов – оптимальный уровень профессиональной деятельности. Максимальная премия за полугодие до 10000 рублей. Опыт подлежит общению и внедрению. Может претендовать на высшую квалификационную категорию.
80 -70 баллов – достаточный уровень профессиональной деятельности. Премия в размере до 6000 рублей. Опыт подлежит обобщению, может претендовать на первую квалификационную категорию.
70 – 50 баллов – средний уровень профессиональной деятельности. Премия в размере до 4000 рублей
менее 50 баллов – критический уровень профессиональной деятельности. Премия не выплачивается.
Вывод: повышение квалификации и устранение затруднений педагогов должно носить циклический характер, выполняться строго по этапам с регулярным отслеживанием выполненных заданий и освоенных видов педагогической деятельности.
Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров
Задача аттестации – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация - один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, она позволяет провести диагностику персонала; определить ценность сотрудников не только для подразделения, но и для всей организации; обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации.
2010-2011 учебный год – 4 человека (соответствие 1КК);
2011-2012 учебный год – 4 человека (соответствие 1КК);
2012-2013 учебный год – 13 человек (соответствие 1 КК).
Важным фактором роста инновационной и профессиональной компетентности педагога училища является изучение и внедрение новых педагогических технологий. Педагоги активно применяют в работе образовательные технологии, в которых методической основой предполагается использовать совместную деятельность педагогов и обучающихся.
Проведённое анкетирование свидетельствует о том, что преподаватели и мастера производственного обучения в работе используют проблемно-поисковые, игровые, информационно-коммуникационные, модульно-компетентностные технологии обучения.
Таблица № «Педагогические технологии, применяемые педагогическими работниками ПУ № 51» (обобщённый вариант)
№ Педагогическая технология
Количество педагогов %
1 Технология компетентностного подхода 19 68
2 Проектная деятельность 4 14
3 Игровая деятельность (ролевые игры, дискуссии, моделирование) 4 14
4 Технология личностно-ориентированного обучения 3 11
5 Информационно-коммуникативные технологии 7 25
6 Модульное обучение 7 25
7 Проблемное обучение 2 7
8 Традиционное обучение 7 25
Одной из главных задач современного профессионального образования является формирование информационной компетентности. Сегодня, очевидно, что педагог, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Для улучшения управления качеством образования и повышения профессиональной информационной компетентности педагогов в училище имеется достаточно хорошая материальная база, которая используется в полной мере. Это 16 компьютеров, 5 ноутбуков, 2 мультимедиапроектора, 5 сканеров, 5 принтеров, есть интерактивная доска. Педагоги широко стали использовать ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. На данный момент более 80% педагогов активно используют информационные технологии в профессиональной деятельности. Но как показывает практика, количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Иными словами, качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, оставляют желать лучшего.
Одним из механизмов повышения профессиональных компетенций для педагогов Профессионального училища № 51 является Сервисный методический комплекс ОУ НПО И СПО Западного региона. Сотрудничество с сервисным методическим центром ведётся с 2003 года. Центр был создан с целью содействия повышению качества начального профессионального образования и профессионального роста педагогов ОУ. За это время благодаря центру была создана единая образовательная среда региона, единое информационное пространство. Педагоги нашего училища в рамках региональных семинаров, конференций, методических советов, курсов повышения квалификации повышали свои профессиональные компетенции по вопросам разработки и применения новых образовательных стандартов, применения современных технологий обучения. В рамках региональных конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских конференций педагогам предоставляется возможность транслировать и обобщать опыт работы. Многое в совместной работе стало уже традиционным. Так , например, заседание методических комиссий региона по направлениям деятельности; конкурсы «Учитель года, «Мастер года»; научно-исследовательская конференция обучающихся; техническая олимпиада; техническая выставка, ярмарка профессий, школа актива и т.д. Главный результат совместной работы с сервисным методическим центром – Профессиональное училище стало лауреатом областного конкурса лучших образовательных учреждений начального профессионального образования Приангарья в 2009 году.
На протяжении ряда лет педагогический коллектив получает консультационную и практическую помощь по проблемам инноваций у специалистов кафедры профессионального образования ОГАОУ ДПО ИПКРО. Основным результатом работы стала разработка и апробация ОПОП по профессии «Оператор швейного оборудования», КОСов, что свидетельствует о внедрении современных образовательных технологий в практику работы педагогов училища и повышения их профессиональной компетентности
Преподаватели училища активно участвуют в работе областных и региональных семинаров. Педагогами разработано немалое количество методических разработок. Разработки имеют рецензии специалистов ОГАОУ ДПО ИПКРО. Педагогический коллектив училища обладает творческой активностью, высоким профессионализмом, способностью к дальнейшему развитию.
В данный момент можно констатировать, что в Профессиональном училище № 51 разработана и апробируется личностно-развивающая модель повышения профессиональной компетентности педагогов. Для этого созданы следующие организационно-педагогические условия:
создан благоприятный психологический климат в коллективе;
разработаны критерии оценки уровня профессиональной компетентности для новой системы оплаты труда;
организована работа методической службы, направленная на выявление и преодоление затруднений в педагогической деятельности педагогов.
создан кадровый потенциал, через поиск, прием, обучение и аттестацию работников с учетом их уровня профессиональной компетентности (привлечение и закрепление молодых специалистов, создание условий для продления работоспособного периода для педагогов пенсионного возраста.).
Итоги:
За последние два года количество педагогов, работающим по новым технологиям, возросло с 25% до 55%; занимающихся научно-методической деятельностью - с 25,% до 42%; публикующих статьи в журналах и сборниках – с 6% до 25%; обобщающих и использующих передовой педагогический опыт - с 6 % до 25%.
Квалификационный уровень педагогов также изменился. На 01.09.2012 г. первую квалификационную категорию имели 64% преподавателей и мастеров п/о. За текущий учебный год количество педагогов с первой квалификационной категорией увеличилось до 89%.
Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной системы организационно-управленческих условий реализации личностно-развивающей модели повышения квалификации педагогических кадров в Профессиональном училище № 51.
Обосновано, что на этапе перехода к компетентностно-ориентированному образованию актуальной становится проблема развития профессиональной компетентности работающих педагогов. Организация повышения квалификации на основе мониторинга в обязательном порядке требует анализа ранее достигнутого уровня профессиональной компетентности педагогов, наличия образа желаемого изменения и путей перехода к новому состоянию.
Практикой доказано, что выделение групп педагогов, имеющих типичные профессиональные затруднения для организации повышения квалификации, позволяет повысить эффективность развития профессиональной компетентности через моделирование личностно-развивающего подхода к ее организации.
Проведение администрацией мониторинга повышения квалификации педагогов, получение объективной информации о ходе развития педагогической деятельности и личности педагогов является необходимым условием успешного проведения модернизации образования в рамках училища.
Считаем, что использование личностно-развивающей модели повышения квалификации педагогических работников является инструментом для управления формирования готовности педагогов к переходу на компетентностно-ориентированное образование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная компетентность педагога представляет собой интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагога, имеющую результативный опыт. В современном обществе радикально меняются статус педагога, его функции, требования к профессиональным и личным качествам. Педагог не только передает опыт предыдущих поколений, но и осуществляет критическую оценку этого опыта, чтобы сохранить и развить общечеловеческие ценности, которые позволяют обществу не только существовать, но и развиваться.
Профессиональная компетентность педагога является главнейшим его качеством и может служить гарантией его успеха. Педагог должен овладевать и приобретать в своём личном опыте такой фактор, как компетентность, так как с помощью этой способности, умения грамотного общения, знания фактов и событий, он сможет достичь главной, высшей точки профессионализма, а главное, выпустить из образовательного учреждения хороших будущих рабочих. А это и есть главная задача повышения качества образования в современной системе профессионального образования.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности педагогов является необходимым условием повышения качества профессионального образования и требует разработки механизмов (систем) развития компетенций, а также создание системы (критериев) оценки эффективности этого развития. Развитие профессиональной компетентности педагогов не возможно без создания внутри учреждения единой развивающей образовательной среды, стимулирующей процессы профессионального развития всех участников образовательного процесса.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнеев, Ю.В. Реализация компетентностного подхода в сфере профессионального образования [Текст] // «Профессиональное образование. Столица». – 2008 – № 11. – С. 23-25.
2. Корнеев, Ю.В. Сравнительный анализ профильного обучения в системе общего профессионального образования Германии и России [Текст]: монография / А.Р.Демченко, Т.В.Покачалова, Л.Н.Судьина. – Томск: SТТ, 2008. – С. 256.
3. Корнеев, Ю.В. Теория и практика профильного обучения в России и за рубежом. Монография [Текст] / А.Д. Копытов, Корнеев Ю.В., Кошкина Н.Б., Пальянов М.П., Федотова Е.Е. – Томск: Томский ЦНТИ, 2007. – 274 с.
4. Корнеев, Ю.В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов учреждения среднего профессионального образования [Текст]. – Томск: SТТ, 2008. – 136 с.
5. Корнеев, Ю.В. Структура и содержание компетентностного подхода в сфере профессионального образования [Текст]. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование для новой России: опыт, проблемы, перспективы», г. Юрга (апрель, 2005 г.) – Томск: SТТ, 2005. – С. 111-113.
6. Корнеев, Ю.В. Профессиональное развитие педагогов учреждений профессионального образования [Текст] / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Образование в меняющемся мире», г. Новосибирск (ноябрь 2006 г.) // Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2006. – С.88-92.
7. Корнеев, Ю.В. К проблеме организации методической работы в учреждении начального профессионального образования [Текст] // Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции «Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников», г. Томск (декабрь 2006 г.) – Томск: Томский ЦНТИ, 2007. – С. 114-117.
8. Корнеев, Ю.В. Повышение квалификации педагогических кадров системы среднего профессионального образования [Текст] // Сборник трудов региональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование и карьера - XXI в.», г. Юрга (апрель 2007 г.) – Томск: SТТ, 2007. – С.88-89.