методическая разработка на тему:САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ и ПРАВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Как достичь успеха в самообразовании?»
Выполнила
САРАВАЙСКАЯ СВЕТЛАНА РОБЕРТОВНА
Учитель истории и обществознания
Методическое пособие
Москва 2014
Содержание
Введение
Саморазвитие методологической культуры учителя
Самооценка методологической культуры учителя.
Содержательные формы индивидуальной методической работы.
Примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы.
Примерный план работы над методической темой «Применение активных форм обучения на уроках истории с целью развития творческих способностей учащихся».
Формы подведения итогов самообразовательной деятельности:
Творческий отчет
Защита реферата
Представление и защита методических и других разработок.
Педагогические максимы.
Список литературы.
Введение
Какие бы формы работы ни избирал учитель, её эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.
Выбор темы по самообразованию определяется уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, инструментами контроля за деятельностью педагога.
Важнейшими направлениями в самообразовании учителей по предмету могут быть:
изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
изучение дополнительного научного материала;
проведение самостоятельной работы по решению задач, возникающих по мере изучения предмета, организация практических работ.
В области методики следует особое внимание уделять приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, овладению основными компетенциями, практическими навыками и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету.
Важным представляется блок проблем, связанных с формированием патриотического мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания и др.
Средства самообразования:
систематическое изучение новинок художественной, специальной и педагогической литературы (могут делаться выписки, составляться конспекты, тезисы, картотеки).
Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя.
План самообразования является личным документом учителя, поэтому не должно быть излишней регламентации.
Методический совет, методические объединения помогают в составлении плана, заслушивают отчеты о ходе самообразовательной работы, обсуждают подготовленные доклады.
В методической копилке школы в помощь самообразованию учителя всегда должны содержаться материалы из опыта коллег, различные варианты планов, тексты докладов, рефератов, образцы конспектов, памятки по разным вопросам педагогической деятельности.
Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования
САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Проблема саморазвития методологической культуры учителя чрезвычайно сложна и многогранна.
Вначале уточним, что следует понимать под методологической культурой учителя.
Методологическая культура учителя это интегральная характеристика степени его овладения современными методологическими знаниями, исследовательскими умениями и способностями по применению научных принципов, методов и средств педагогического исследования.
Как следует из определения, методологическая культура учителя это не результат одного дня работы или каких-то кратковременных усилий, а непрерывная, длительная работа над собой.
Поскольку далее речь пойдет о саморазвитии методологической культуры учителя, то для целей самопознания важно дать самооценку того начального уровня методологической культуры, на котором вы находитесь. Для этого вам предлагается использовать анкету-тест на самооценку методологической культуры учителя.
При проектировании и проведении педагогического эксперимента следует помнить, что экспериментальная работа всегда имеет долю риска. Поэтому необходимо до проведения педагогического эксперимента мысленно проиграть все возможные его варианты с тем, чтобы свести к минимуму педагогический риск.
В современных условиях, когда экспериментально-исследовательской работой стали активно заниматься значительное число учителей, очень важно, чтобы материалы, отражающие исходные концептуальные идеи, рабочие гипотезы, цели, задачи эксперимента, да и сам дидактический материал, методики, педагогические технологии прошли предварительную экспертизу. В качестве коллективного эксперта могут быть приглашены наиболее опытные и прогрессивно мыслящие учителя-коллеги, представители педагогического вуза или института повышения квалификации педагогических кадров.
Если педагог впервые приступает к экспериментально - исследовательской деятельности, то, для него представляет определенную трудность правильно сформулировать проблему, выделить объект и определить предмет исследования, сформулировать цель эксперимента, рабочую гипотезу, определить задачи и выбрать соответствующие данному эксперименту методы и средства педагогической диагностики.
Итак, как сформулировать проблему? В чем ее суть? Чтобы сформулировать проблему, следует уточнить суть противоречия, так как любая проблема формулируется на основе уже выявленного противоречия. А противоречие это рассогласование чего-то с чем-то. Слово "проблема" часто отождествляется с "задачей".
Объект исследования это та достаточно широкая область научной деятельности, в рамках которой ведется исследование.
Объект это то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем.
В качестве объекта педагогического исследования может быть выбран, например, целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо конкретному предмету, или «готовая» проблема, существующая в одной из наук (система внеклассной работы или факультативные занятия в школе и т.д.).
Предмет исследования это конкретно взятая сторона, часть объекта, которая исследуется наиболее глубоко и тщательно. Так, если объектом исследования выбран учебно-воспитательный процесс, то в качестве предмета может быть его содержание или, например, методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.
После того, как вы выделили то, что является объектом и предметом вашего исследования, уточните цель исследования. Формулировка цели обычно начинается со слов: определить, обосновать, создать, выявить, проверить и т.д. Обозначая цель исследования, вы, как правило, должны ответить на вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате экспериментально-исследовательской работы?"
Конкретизация целей экспериментально-исследовательской деятельности. При определении целей экспериментально-исследовательской деятельности часто допускается ряд типичных ошибок.
Иногда цели подменяются общими функциями школы, которые заключаются в создании условий для формирования знаний, умений, всестороннего развития творческих коммуникативных и других личностных качеств.
Цель педагогического эксперимента это конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь к определенному моменту времени. Для самоконтроля правильности формулировки цели педагогического эксперимента необходимо иметь в виду, что она (цель) должна соответствовать следующим семи критериям:
1) четкости формулировки;
2) полноте признаков ожидаемого конечного результата;
3) контролированию, то есть возможности оценить, сравнить с некоторым эталоном;
4) реальности достижения;
5) наличию связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой исследования;
6) временной определенности и ограниченности;
7) она должна отвечать на вопрос: не что нужно сделать, а чего следует достичь?
Гипотеза эксперимента это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых можно проверить не иначе, как экспериментально. Следует помнить, что гипотеза всегда содержит в себе вероятностное знание, нуждающееся в экспериментальной проверке. Гипотеза должна быть непротиворечивой, экспериментально проверяемой, эвристической, то есть обладающей информационной новизной, предсказательно - объясняющей.
Чтобы проверить правильность формулировки выдвигаемой вами гипотезы, необходимо иметь в виду, что она должна отвечать следующим требованиям-критериям:
1. Концептуальности - гипотеза должна развивать ранее существующую педагогическую концепцию или быть основой для разработки новой педагогической теории.
2. Новизне - гипотеза должна отражать новую для педагогической теории и педагогической практики идею.
3. Экспериментальности гипотезу необходимо сформулировать так, чтобы ее можно было экспериментально проверить.
4. Практической значимости гипотеза, будучи реализована на практике, должна позитивно и существенно влиять на педагогическую деятельность, то есть повышать эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
5. Объяснительности и доказательности гипотеза должна объяснять и доказывать некоторую совокупность ранее не объясненных, недоказанных фактов, явлений.
Формулировка задач исследования это разбивка проблемы с учетом целей и гипотезы эксперимента на ряд взаимосвязанных задач, из которых некоторые могут быть решены теоретически, другие экспериментально, третьи на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента. Например:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по какому-либо циклу предметов.
2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.
3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических предписаний для решения определенного класса творческих задач в обучении старших классов.
4. Проанализировать и обобщить результаты экспериментально-исследовательской работы.
Этапы экспериментально-исследовательской деятельности. Следует иметь в виду, что процесс исследовательской деятельности, чаще всего с учетом решаемых задач разделяется на ряд этапов.
I этап как правило, этап теоретического изучения исследуемой проблемы и проведения, если это соответствует логике исследования, отдельных кратковременных поисковых и педагогических экспериментов.
II этап проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики проведения, как это принято говорить у педагогов-исследователей, "срезов" с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений, особенно на начальном и конечном этапе педагогического эксперимента.
III этап обработка материалов педагогического эксперимента, теоретическое осмысление и обобщение его результатов, написание статей и выступлений по итогам экспериментально-исследовательской работы на научных семинарах, конференциях, с целью обсуждения полученных результатов.
IV этап более широкое внедрение полученных результатов в педагогическую практику.
Эвристическое предписание для саморазвития методологической культуры учителя.
1. Усмотрев педагогическое противоречие, попытайтесь сформулировать педагогическую проблему.
2. Изучите по имеющейся литературе все наиболее существенное, чтобы понять проблему и углубить ваше представление о ней.
3. Сформулируйте идеи, все возможные рабочие гипотезы решений педагогической проблемы.
4. Конкретизируйте цель, задачи, попытайтесь разработать программу исследования.
5. Непрерывно уточняйте, работайте над методологическим аппаратом исследования, опираясь на методологические принципы, методы педагогического исследования.
6. Ведите педагогический дневник, куда записывайте свои педагогические наблюдения, свои наиболее яркие впечатления и открытия.
7. Не пренебрегайте опытом, советами авторитетных для вас ученых. Одновременно активно сотрудничайте с педагогами-новаторами, педагогами-практиками.
Самооценка методологической культуры учителя
Цель теста: на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный уровень методологической культуры учителя.
При ответах на вопросы теста оцените по 9-балльной шкале степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств.
Мысленно представьте себе высший (9баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите себе место в 9-балльной шкале и обведите выбранный балл самооценки кружком.
Вопросы теста
Шкала оценок
1. В какой степени вы испытываете потребности в области обучения или воспитания что – то исследовать, реформировать?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
2. Если у вас возникла какая – то блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально проверить?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
4. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
5. Как высоко вы оцениваете свое умение разработать самостоятельную анкету, тест?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
7. Участвовали ли вы ранее в организации какого – либо педагогического эксперимента, и какова была ваша активность, ответственность, степень участия?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
8. Способны ли вы назвать основные методические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому – либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме?
1,2,3,4,5,6,7,8,9
Содержательные формы
индивидуальной методической работы.
Самообразование:
- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
-рефлексия и анализ собственной деятельности;
-накопление информации по педагогике, психологии, методике и предметному содержанию;
- создание собственной базы лучших сценариев урока, интересных приемов и находок на уроке;
- разработка собственных средств наглядности на уроке;
- самостоятельное проведение исследований;
- постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
-разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
-подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета – в его конце;
-посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
-персональные консультации;
-собеседование с администрацией;
-индивидуальная работа с наставником;
-выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения;
-разработка собственной программы самообразования;
-разработка авторского курса или учебного пособия.
Примерные
индивидуальные методические, педагогические, психологические темы.
Освоение методики проведения интегрированных уроков.
Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроке.
Использование активных методов (АМО) обучения на уроке.
Освоение методики микрогруппового обучения.
Внедрение в практику обучения зачетной системы.
Проведение экспериментальной работы по обучению без использования неудовлетворительных оценок.
Организация общения учащихся на основе проектно-предметного (целедеятельностного) подхода.
Обучение учащихся анализу и оцениванию собственной деятельности.
Организация послеурочной предметной деятельности на основе микрогруппового метода.
Разработка мониторинговых процедур для отслеживания промежуточных ЗУН учащихся.
Разработка системы творческих заданий для учащихся.
Организация научно-практической предметной секции (клуба, кружка, семинара, студии) при кабинете.
Разработка системы обучающих тестов на компьютерной базе.
Разработка содержания предметных викторин, конкурсов.
Исследование перегрузки учащихся.
Разработка системы выдачи домашних заданий.
Разработка и проведение анкетирования учащихся по проблеме учебной мотивации.
Самообразование по теме «Психологические особенности подростков».
Разработка полных сценариев урока по теме «Использование ученического самоуправления и самодеятельности в ходе урока».
Работа над темой « Организация учебно-методического обеспечения перехода к дифференцированному обучению».
Работа над темой «Программа работы с одаренными учащимися».
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимопроверки.
Использование учебных экскурсий как формы активизации познавательной деятельности учащихся.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на межпредметной основе.
Работа с группой ассистентов учителя по созданию службы скорой предметной помощи.
Исследование проблемы ученической неуспеваемости.
Организация литературной помощи для изучения истории и обществознания.
Работа над темой «Проблема самоанализа урока»
Работа над темой «Оптимальные способы повторения изученного материала».
Изучение причин низкой дисциплины учащихся на уроке.
Работа над темой «Причины снижения читательского интереса подростков».
Работа над темой «Освоение новых форм уроков, позволяющих снизить учебные нагрузки и повысить качество урока».
Изучение материалов по новым образовательным технологиям В.В.Гузеева, А.М.Кушнира, В.М.Монахова, И.Г.Якиманской.
Работа над темой «Использование метода «мозгового штурма» в учебном процессе».
Работа над темой «Научная дискуссия как средство обучения».
Организация соревнований учащихся (положения, стимулы, организация, обеспечение массовости).
Внедрение в образовательную политику проектных способов обучения.
Программа индивидуальной работы с отстающими учащимися.
Организация учебной деятельности на принципах и на основе культуры здоровья.
Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с учащимися.
Работа с родителями с целью повышения их роли в учебной успешности детей.
Работа над темой «Развитие понятийной базы учащихся».
Работа над темой «Роль организационно-психологического момента в определении положительной тональности урока».
Работа над темой «Обучение учащихся разнообразным способам работы над текстом»
Работа над темой «Использование мотивирующих способов организации, контроля и оценивания знаний учащихся».
Разработка технологии проведения проблемного семинара.
Работа над оптимальным методическим обеспечением урока.
Совместная со школьным психологом работа по выяснению причин асоциального поведения подростков и поиск необходимых решений.
Примерный план работы над методической темой
«Применение интерактивных форм обучения на уроках истории и обществознания с целью развития творческих способностей учащихся»
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми современным выпускникам, необходимостью подготовить старшеклассников к получению дальнейшего образования появилась необходимость в освоении новых форм обучения.
Цель: совершенствовать профессиональную компетентность учителя.
Основными задачами являются:
- развивать умения определять уровень личностного развития учащихся;
- использовать активные формы проведения уроков, виды деятельности с целью развития творческой личности;
- применять новые образовательные технологии;
№
Мероприятия
Сроки
результат
1 год: 2014-2015 учебный год
1
Изучение и накопление теоретического материала по методической теме.
В течение года
картотека
2
Семинарское занятие как форма обучения истории в старших классах
В течение года
Разработка
3
Индивидуальная работа с учащимися, имеющими
повышенные способности к обучению
В течение года
Итоги участия в олимпиадах, конкурсах
4
Формирование навыков написания эссе.
В течение года
5
Проведение открытых уроков по изученным темам.
Март
Методическая разработка
2 год: 2015-2016 учебный год
1
Пополнение теоретического и методического материала новинками по методической теме.
В течение года
Картотека, выписки
2
Разработка познавательных заданий к урокам новейшей истории (11 класс)
2 полугодие
Банк заданий различной степени сложности
3.
Организация уроков-зачетов по истории и обществознанию.
В течение года
Разработки
4
Образные задания на уроках истории древнего мира
В течение года
Примерная тематика образных заданий
5.
Использование видеоматериалов на уроках истории.
В течение года
Разработки уроков
6
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
В течение года
Разработки
7
Доклад «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время»
Апрель
8
Блочно-модульное изучение истории России в 10-11 классах
В течение года
Изучение методики и её внедрение
3 год: 2016-2017 учебный год
1
Пополнение теоретического и методического материала новинками по изучаемой теме.
В течение года
Картотека, выписки
2
Мультимедийные продукты в обучении как средство развития творческих способностей школьников
В течение года
3
Применение опорных схем, таблиц в обучении истории.
В течение года
4
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
В течение года
Исследовательские работы школьников
5
Выступление на заседаниях методического объединения в школе с результатами работы по методической теме.
Апрель
Реферат
6
Творческий отчет по методической теме
Декабрь
Формы подведения итогов самообразовательной деятельности:
Творческий отчет
о методической (научно - методической) деятельности и ее результатах.
Творческий отчет рекомендуется готовить тем учителям, чей многолетний и многоплановый целостный педагогический опыт может быть систематизирован и обобщен.
Творческий отчет предусматривает:
I. Организацию выставки, наглядно отражающей систему работы (доклады, разработки отдельных тем, поурочные планы; авторские образцы дидактического материала; наглядные пособия, таблицы; варианты авторских программ, результативность их применения в обучении и воспитании учащихся).
II. Слушание доклада, в обобщенном виде раскрывающего данный опыт работы.
Требования к докладу:
1. Тема доклада должна отражать основную идею.
2. Содержание доклада должно отражать его тему.
3. Обоснование актуальности опыта (Какие проблемы решает, какие противоречия устраняет).
4. Выделение научной основы (научные теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания, реализуемые автором).
5. Сущность опыта, его технологии.
Описать и дать анализ специфических особенностей, теоретических и методических находок педагога. Привести примеры, наиболее ярко отражающие систему работы, особенность опыта.
6. Анализ результативности.
Изменения в обучаемости, развитии, воспитанности детей, стабильность, надежность изменений. Обнаруженные трудности, пределы в применение опыта.
7. Длительность апробации опыта.
( кратковременный - менее трех дет, длительный - более трех лет).
III. Открытое занятие (урок, мероприятие), являющееся продолжением устного выступления, на практике показывающее реализацию основной идеи опыта.
Требования к открытому занятию:
- тщательный отбор содержания, форм, методов, приемов работы для акцентирования внимания на ведущих элементах опыта;
- выделение главного в содержании урока.
IV. Другие мероприятия на усмотрение учителя.
Защита реферата
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор, раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над рефератом.
Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
Составление библиографии.
Обработка, систематизация информации.
Разработка плана реферата.
Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования.
Примерная структура реферата.
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
Список литературы.
Требования к оформлению реферата.
Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Учитель делает устное сообщение, в котором освещает тему, цель задачи реферата, обосновывает их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала, перечисляет сделанное и делает выводы.
Выступление должно быть не более 5-7 минут.
Критерии оценки реферата:
актуальность темы и изложенных взглядов;
знание теории и практики исследуемого вопроса, многоаспектность рассмотрения проблемы;
обоснованность выводов;
стиль изложения;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата стандартам;
стиль выступления при защите (лаконичность, убедительность).
Представление и защита методических и других разработок.
Представляет собой описание методологического подхода к изучению какой-либо темы, раздела предмета и др. с целью методического обеспечения образовательной деятельности. Данная форма предполагает научное руководство.
В перечень учебно-методических и других разработок, представленных к защите, могут входить комплекты методического обеспечения образовательных стандартов, учебно-программная документация, комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения, комплекты наглядных пособий и другие методические пособия для педагогов и учебные пособия для учащихся.
Для защиты учебно-методических разработок необходимы две положительные рецензии. На защите учитель делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором раскрывает суть методической разработки.
При защите методической разработки оценивается:
актуальность,
новизна,
эффективность,
самобытность, оригинальность.
Примерная структура методической разработки:
теоретические основы темы или раздела;
сравнительный анализ изложения ее в различных источниках;
дидактический анализ (место темы в курсе, цель ее, пропедевтика, основные понятия, анализ практической части);
возможности и удобства практического использования;
методика изучения темы (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемых);
в работе должно быть обоснование целесообразности её внедрения, а также описание форм и методов реализации;
оформление и оглавление разработки аналогичны оформлению реферата, включая требования к написанию библиографического аппарата.
Педагогические максимы.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я.А.Коменский.
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
В.А.Сухомлинский.
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием и образованием».
А.Дистервег
Список литературы.
Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования. Изв. Российской академии образования № 2 – 2000 стр.36-43
Гузеев В.В. «Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения» // Директор школы №6 – 1998
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. Москва МИПКРО – 2001
Полат Е.С. «Новые педагогические технологии в системе образования». // Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров.// Издательский центр «Академия» - 2009 стр.224-227.
Поддьяков А.Н. «Дети как исследователи» // Магистр – 2006 стр.85-95.
Савенков А.И. «Детские исследования в современном обучении»// Исследовательская работа школьников №1 – 2002 стр.34-45.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методический сайт методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315