Статья «Теоретико-методологические основы инклюзии. Научные исследования в сфере инклюзивного образования. Создание универсальной безбарьерной среды. Инклюзия как наука»


Холодилова С.В., учитель МБОУ СОШ № 49
Статья на тему «Теоретико-методологические основы инклюзии. Научные исследования в сфере инклюзивного образования. Создание универсальной безбарьерной среды. Инклюзия как наука»
«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Дэвид Бланкет
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где  обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с  особенностями развития должны иметь  равные возможности с другими  детьми. В России на сегодняшний день существуют такие формы обучения детей с особенностями развития, как:
Спецшколы и интернаты
Коррекционные классы общеобразовательных школ
Домашнее обучение
Дистанционное обучение
Таким образом возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании [3].
Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [1]. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Р.Ф. регулируется Конституцией Р.Ф., Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.Отклонения в развитии ребенка, его выпадение из образовательного пространства, затрудняют процесс передачи социального и культурного опыта.
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни [3]. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум [1]. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Костомина Е.В., кандидат педагогических наук, выделила несколько особенностей инклюзии [2]:
Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов.
Адаптация в детском коллективе навязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов.
Коррекционная индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей.
У детей с ОВЗ появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков.
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков и занятий.
Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования.
По мнению Пугачева А.С., существует восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что инклюзивное необходимо внедрят в образовательные учреждения. По – моему мнению, нельзя делить детей на здоровых и больных,
Список литературы
1. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. – 2012. - № 10. – С. 374-377.
2. Котомина Е.В. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях массовой школы» [Электронный ресурс] URL: http://www.myshared.ru/slide/219531 (дата обращения 11.05.16).
3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106