План-конспект урока Практическая работа «Измерение неэлектрических величин электрическими методами»
Утверждаю
Зам. директора по УПР ____________Д.М. Хафизова
«____»___________2015г.
План урока
Профессия: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Тема урока: Практическая работа «Измерение неэлектрических величин электрическими методами»
Профессиональный модуль: ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования
МДК 02.02. Контрольно-измерительные приборы
Формируемые компетенции:
профессиональные : ПК 2.3 Настраивать и регулировать контрольно – измерительные приборы и инструменты;
общие: ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Цели урока:
-обучающая: ознакомить обучающихся с методами измерения неэлектрических величин , устройствами и приборами, применяемыми для этих измерений;
-развивающая: развивать умения собирать электрические схемы, работать с литературой;
-воспитывающая: развивать практическое мышление, память, воображение.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления новых знаний;
Вид урока: практическое занятие
Методы обучения: обучения :
преподавания : стимулирующий, побудительный;
учения : практический.
Внутрипредметные связи: тема «Устройство электроизмерительных приборов»;
Межпредметные связи: ОП 02. Электротехника, учебная практика УП. 02.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: учебники, учебные пособия, плакаты, планшеты для сборки схем;
Источники информации: 1.Панфилова В.А. Электрические измерения:- М.: Издательский Центр «Академия», 2008.- 288 с.;
2. Федорченко А.А. Электротехника с основами Электроники:- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 416 с.
Ход урока
1. Организационная часть
- присутствие обучающихся,
- готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
- какие неэлектрические величины необходимо измерять;
3.Сообщение темы урока и целевая установка на урок
«Измерение неэлектрических величин электрическими методами»
Цели:
-обучающая: ознакомить обучающихся с методами измерения неэлектрических величин , устройствами и приборами, применяемыми для этих измерений;
-развивающая: развивать умения собирать электрические схемы, работать с литературой;
-воспитывающая: развивать практическое мышление, память, воображение.
4. Формирование компетенций обучающихся (изложение нового материала)
- измерение температуры , приборы для измерения (термопары)
- измерение скорости вращения, приборы для измерения (тахометр, тахогенератор);
- фотоэлектрические преобразователи (фотореле).
5. Самостоятельная работа обучающихся:
- сборка схемы включения уличного освещения через фотореле.
6. Подведение итогов и объявление оценок
7. Домашнее задание: подготовить сообщение о приборах, измеряющих давление, скорость движения потока вещества и его расход.
Преподаватель Т.В. Гималеева
План – конспект урока
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся1.Организационный момент
1.Проверка посещаемости
2.Создание делового эмоционального настроя на урок Дежурный докладывает о посещаемости в группе.
Обучающиеся слушают, настраиваются на работу на уроке
2.Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Сообщение темы урока «Измерение неэлектрических величин электрическими методами»
Опрос обучающихся по вопросам:
- какие неэлектрические величины необходимо измерять;
Обучающиеся слушают преподавателя.
Обучающиеся должны ответить: температуру, давление, частоту вращения, расход газов и жидкостей.
3.Формирование новых понятий
Преподаватель формулирует тему : мы сегодня выполняем практическую работу «Измерение неэлектрических величин электрическими методами»
Преподаватель при помощи обучающихся формулирует цель урока:
Должны ознакомиться с методами измерения неэлектрических величин , устройствами и приборами, применяемыми для этих измерений; должны научиться собирать электрические схемы, работать с литературой;
развивать практическое мышление, память, воображение.
Преподаватель раскрывает тему урока в последовательности: измерение неэлектрических величин электрическими методами – обширная, быстро развивающаяся область измерительной техники. Быстрое развитие объясняется возможностью непрерывного измерения, измерения на расстоянии, высокой точностью и чувствительностью. Соблюдение любого технологического процесса возможно обеспечить только применением измерительной техники и автоматики.
В большинстве случаев измерение неэлектрических величин сводится к тому, что неэлектрическая величина преобразуется в зависимую от нее электрическую величину, измеряя которую, определяют и неэлектрическую величину.
Элемент измерительного устройства, преобразующий неэлектрическую величину в электрическую, называется измерительным преобразователем.
Если неэлектрическая величина преобразуется в один из электрических параметров r, L или C, то преобразователь – параметрический, если неэлектрическая величина преобразуется в э.д.с., то преобразователь генераторный.
1. Измерение температуры , приборы для измерения (термопары)
Параметрические преобразователи по принципу действия делятся на следующие группы: преобразователи – термосопротивления. Зависимость температуры и сопротивления провода при тепловом равновесии как от тока, так и от ряда физических величин, определяющих окружающую среду, используется для измерения температур, скорости движения газов, для определения состава газов и т.д.
Электрические термометры с термоэлектрическими датчиками устанавливают для контроля температуры. В комплект термометра входит термоэлектрический датчик (термопара) и милливольтметр, служащий указателем.
Рис. 347. Принципиальная схема электрического термометра с термоэлектрическим датчиком
Термоэлектрический датчик выполнен из двух сваренных вместе проволок или пластин из разнородны металлов или сплавов. Когда два таких проводника А и В (рис. 347) соединяются в какой-либо точке и включаются в замкнутую электрическую цепь, при изменении температуры места их соединения в цепи возникает электродвижущая сила, называемая термо-э. д. с. Спай 1 двух разнородных металлов термопары называют горячим спаем, концы 2 и 3 — свободными или холодными спаями. Значение термо э. д. с. зависит только от разности температур t1 нагретого 1 и t2 холодных 2 и 3 концов проводников А и В и от природы материалов, применяемых вкачестве электродов. Если температуру свободных концов поддерживать постоянной и одинаковой, то термо э. д. с. будет пропорциональна температуре горячего спая. Термопары развивают сравнительно небольшую термо-э.д.с, поэтому милливольтметры, используемые для ее измерения, должны иметь точную температурную компенсацию. Шкала такого прибора градуируется в °С.
Применяют термоэлектрические датчики, составленные из следующих сплавов: хромель (89% Ni+10% Cr + 1% Fe) —копель (56% Cu + 44% Ni); хромель — алюмель (95% Ni + 2% Al + 2% Mn+1 % Si). Термопара из этих сплавов создает термо-э.д.с. 4—7 мВ.
2. Измерение скорости вращения, приборы для измерения (тахометр, тахогенератор);
Электрические тахометры. Частоту вращения валов различных машин (электродвигателей, дизелей и пр.) измеряют приборами, называемыми тахометрами. Наибольшее распространение получили электрические тахометры с асинхронным тахогенератором, принцип действия которого рассмотрен в § 84. На тепловозах применяют магнитно-индукционные тахометры (рис. 349), измеряющие частоту вращения вала дизеля. Вал тахометра связывают непосредственно или посредством гибкого вала с валом дизеля.
При вращении вала тахометра приводится во вращение магнитный узел, состоящий из двух дисков, на которых укреплены постоянные магниты 2. При вращении дисков создается вращающееся магнитное поле, которое индуцирует вихревые токи в расположенном между магнитами токопроводящем диске 1. В результате взаимодействия вращающегося магнитного поля с вихревыми токами возникает вращающий момент М (как и в индукционных приборах), стремящийся повернуть диск в направлении вращения электромагнитов. Этот момент пропорционален частоте пересечения магнитным полем токопроводящего диска, т. е. частоте вращения п вала дизеля: М = c1n.
3..Фотоэлектрические преобразователи (фотореле).
. Получение фототока, определяемого световым потоком, который зависит от измеряемой неэлектрической величины, или получение импульсом фототока, частота которых зависит от измеряемой величины, используется для измерения линейных размеров, температуры, прозрачности и мутности жидкости и газовой среды.
Фотореле используется для автоматического включения освещения в конце дня и его последующего выключения на рассвете. Принцип работы фотореле основан на контроле уровня освещенности специальным фотодатчиком (выносным или встроенным). При этом порог включения можно регулировать с помощью потенциометра. Стоит отметить, что современные фотореле в обязательном порядке оснащаются системами защиты от ложных срабатываний (при случайном затемнении или освещении фотодатчика).
Фотореле с большим успехом используются сегодня для управления освещением улиц, рекламных щитов, витрин магазинов, автостоянок, остановочных комплексов, железнодорожных переездов, загородных домов и железнодорожных переездов. Также они получили широкое распространение в различных устройствах бытовой и промышленной автоматики.
Уровень рабочей освещенности выставляется с помощью регулятора снизу фотореле. Если регулятор переместить в сторону «+», то фотореле будет включать светильник уже при небольшом затемнении или пасмурную погоду, если же регулятор переместить в сторону «-», то фотореле будет срабатывать только при наступлении темноты.
Обучающиеся записывают тему.
Обучающиеся слушают.
Обучающиеся слушают.
Обучающиеся слушают. Записывают.
Обучающиеся слушают. Записывают.
4. Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение практической работы «Схема включения уличного освещения через фотореле»
Обучающиеся собирают схему
5.Заключение
Преподаватель подводит итоги, за работу на уроке, выставляет отметки, отмечает самых лучших Обучающиеся слушают
Преподаватель ____________________Т.В. Гималеева