«Безопасное обращение с электрическими приборами»


Классный час для 6-х классов
по теме: «Безопасное обращение с электрическими приборами»



Цели занятия:
Повторить правила пользования электрическими приборами;
Ознакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством;
Ознакомить с действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током;
Формировать умение работать с литературой, добывать и перерабатывать информацию; уметь слушать, вести краткую запись.
 
Оборудование: рисунки “Возможные причины электротравм”; видеофильмы: “Источники электрического тока”, “Первая помощь при поражении током” из серии фильмов по ОБЖ, карточки – светофорчики (красного и зеленого цвета).
Организационный этап классного часа. Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Дидактическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.





Ход мероприятия.
Классный руководитель: Каждый день и каждый час
Предметов десятки
Живут возле нас.
И как тяжело
B нашей жизни всем стало,
Если б случайно их в жизни не стало.
Среди огромного количества предметов, которые ежедневно и ежечасно нас окружают, множество предметов, которые мы называем электроприборы.
Что же такое электрические приборы и почему с ними нужно обращаться по-особенному?
Учащийся 1: Электрическими приорами мы называем те приборы, которые работают от электрического тока.
Учащийся 2: Относиться к ним по-особенному нужно потому, что они могут принести человеку не только пользу, но и, при неумелом пользовании или их неисправности даже вред и представляют опасность для жизни и здоровья человека.
Классный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадайте и своими светофорчиками покажите, относятся ли эти приборы к электрическим или нет. Если да, поднимите красный светофорчик, - с этими приборами и предметами нужно быть аккуратными. Если этот предмет домашнего обихода не относится к электрическим приборам, поднимите зеленый светофорчик.
Загадки (А. Кочергиной):
Утром ранним слышен звон,
Не дает покоя он.
Ну, вставай скорей, дружок,
А не то проспишь урок! (Будильник)

Звонить целый день
Ни ему, ни нам не лень.
Только трубку поднимай,
На звонки всем отвечай. (Телефон)

Появился гриб на ручке,
Любит дождик он и тучки. (Зонтик)

Вот Степашка и Каркуша
Начинают сказку слушать.
Я смотрю на них в окно.
Как зовется оно? (Телевизор/экран)
Стали буквы резче, ярче,
Стали четкими совсем.
Если зрение подводит,
На девай – и нет проблем! (Очки)

Есть четыре ноги,
Почему-то нет руки,
Но зато есть спинка
Что это, Маринка? (Стул)

Ловко он взбивает тесто,
Крошит лук
И гонит сок.
Заменить он может просто
Десять рук, нет, двадцать рук! (Кухонный комбайн)

На стене моей висит,
Глазом на меня глядит.
Завершился день – погас!
«Спать пора!» - его приказ. (Бра)

Он пыхтел, пыхтел, пыхтел!
Ясно! Пыль есть не хотел.
Но ведь пыль – его работа,
Пыль убрать – его забота. (Пылесос)

Классный руководитель: Молодцы! Вы правильно разгадали все загадки и почти не ошиблись в том, к каким предметам относится данный прибор – к электрическим или нет.
Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе.
Учащийся 1: Слово «электричество» - греческое слово и означает янтарь. Ещё в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве. Потерев янтарную палочку о шерсть, он как бы заряжал её статическим электричеством. Поднесённая к голове, эта палочка притягивала волосы.
Учащийся 2: Позже учёные установили, что электричество – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Но, когда электронов накапливается много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Вот почему электрический ток может перемещаться по проводам на большие расстояния.
Показ видеофрагмента из серии «Уроки Кирилла и Мефодия».
Учащийся 3: Пользуясь электричеством человек не должен забывать о том, что тело является проводником. Работая с током, человек может получить электротравму. Чтобы это не произошло, необходимо выполнять элементарные правила техники безопасности.
В классе появляется макет телевизора, в нем появляется агитбригадовец; на его голове корона из разных проводочков и мигалок на батарейках, это могут быть детские клипсы и т.п.
Телевизор: Ты видишь, я – электроприбор,
С чего начну свой разговор
Для электричества вода – хороший проводник.
Руки мокрые твои, маленький шутник?
Тогда, мой друг, остерегайся,
К электрическим приборам не прикасайся.
Иначе вас ударит ток,
Получишь болевой ты шок.

Ты хочешь выключить утюг,
·
За провод ты схватился вдруг?
Нельзя, за вилку утюга бери
И из розетки аккуратно потяни.


Видишь кусок электропровода –
Хвататься за него нет повода.
И на лежащий не наступай,
Ударит током, так и знай.
Все сказанное телевизором, комментируется и демонстрируется: утюг, провод, вилка, розетка.
Классный руководитель: А теперь давайте подытожим, чем электричество полезно, а чем опасно для человека.
Учащийся 1: В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, помогает в приготовлении пищи, обеспечивает работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры, компьютера.
Учащийся 2: Опасность электричества для жизни и здоровья человека в том, что электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к сильнейшему ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека.
Учащийся 3: Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или дыхания.
Классный руководитель: Давайте послушаем сообщение “Первая помощь при поражении током”.
Учитель ОБЖ: При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.
При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.
При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами или деталями, сам является проводником электрического тока. Поэтому необходимо принять меры предосторожности. Оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы одежды одной рукой. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажитесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего подающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, на непроводящую ток подстилку или надеть резиновые перчатки. Можно предложить пострадавшему попробовать самому отделиться от земли: например, подпрыгнуть над полом.
Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.
Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.
В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Демонстрация видеофильма “Первая помощь при поражении током”. (В фильме показаны два этапа: освобождение человека от действия электрического тока; искусственное дыхание и массаж сердца.)
Учитель ОБЖ (подводит итог): Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему до врачебной медицинской помощи. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.
Классный руководитель: А чтобы не произошло поражение электрическим током, необходимо соблюдать следующие правила:
(Демонстрируется памятка пользования электрическими приборами)
- Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
- Никогда не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.
- Не включайте в одну розетку несколько электроприборов.
- Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем шнур к сети, отключение прибора производится в обратном порядке.
- Не прикасайтесь к включенному электроприбор мокрыми руками. ПОМНИТЕ! Нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде.
- Об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте взрослым.
- ПОМНИТЕ! Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть.
Учащийся 1 (подводит итог): Правила эти запомнить несложно.
В жизни помогут они нам не раз.
Пусть в жизни счастливым,
Пусть в жизни здоровым
Будет всегда
Каждый из вас.








13PAGE 15


13PAGE 14815





ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115