Презентация и технологическая карта к уроку (полная версия) Растительная клетка (5 класс) по линии ВВ Пасечник
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Учитель биологии: Коробкова Вера Николаевна ,Гимназия №69.
Класс: 5 класс
Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - восьмой урок.
(Программа В.В. Пасечник Биология .Бактерии. Грибы . Растения . Издательство «Дрофа»)
Тема урока: «Строение растительной клетки»
Оборудование урока: презентация к уроку «Строение растительной клетки», готовый демонстрационный материал «Клетка лука», раздаточный материал: рисунок в разрезе «Строение растительной клетки», лист мониторинга, карточка задание, цветные карточки для рефлексии.
ИКТ : микроскопы :цифровые, световые; интер активная доска SMART board с выходом в интернет, интерактивный рисунок, планшетник.
Форма урока: комбинированный урок. Метод : Эвристический.
Ведущая дидактическая цель: первичное изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении клетки и тканях растительного происхождения.Задачи:
1. Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
2. Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
3. Научить находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируем результаты обучения.
Личностные : признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.
Предметные результаты:е результаты обучения
формировать умение выделять существенные признаки строения клеток ядерных организмов;
формировать умение определять основные части клетки;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: цитология, ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать видео информацию.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии отметки.
Сформировать умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Через самооценку учиться объективно оценивать свои знания и учиться оценивать других
№
Этапы урока
Содержание учебного материала
Время
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
Предварительная
Подготовка.
За неделю до урока.
Объявление темы урока, объяснение правил его проведения; карточек-заданий , подготовка презентации по теме: «Строение растительной клетки»,
Повторяют пройденный материал по теме: «Увеличительные приборы» (учебник «Биология» В.В. Пасечник.)
Учащиеся помогают в подготовке доп. материала ,лаборанты проводят консультацию по работе с цифровыми микроскопами.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре
Перед началом урока
Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Раздаёт каждому учащемуся схемы, карточки-задания, листки самоконтроля.
Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов, бейджиков.
Бейджики у всех, все на парте готово к уроку
1.
Организа-
ционный момент
2 мин
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Проводит здоровье сберегающий элемент.
(Слайд №1)
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг дугу удачи.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка готовности, наблюдение, за всем классом.
2.
Проверка домашнего задания
Задает вопросы учащимся:
Что за приборы стоят у Вас на столах?
Давайте вспомним все о них.
Поясняет работу с карточкой и листом самооценки.
10 мин
1.Устный опрос.
2.Разъясняет правила работы с листом самооценки, помогает учащимся в решении возникших вопросов.
(Слайд № 2,3.)
1.Самостоятельная работа с последующей самооценкой по алгоритму и комментированием оценки
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, правдивости в оценки собственных знаний
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, работать по алгоритму самооценки.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя ,оценивать свое эмоциональное настроение после лаботы.
Выслушивает устное комментирование собственных результатов в сравнении с самооценкой учащихся, совпадение предварительной оценки и самооценки получают 5 , не совпадение ,получают рекомендации: поработать над темой Оценки выставляются в журнал, электронный журнал и в дневник.
После урока учитель проверяет результаты карточки, делает выводы.
Строит план коррекции по формированию самооценки.
Контролирует умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Задает вопросы учащимся:
Как вы думаете ,почему сегодня вновь на столах микроскопы?
Ваши предположения: чем мы будем заниматься ?
Сегодня я стала свидетелем одного разговора, прошу внимания.
3
Ставит вопрос ,выслушивает варианты ответа, помогает сформулировать тему и цель.
Учитель направляет деятельность по предложенному маршруту
(Слайд №4,5.)
Предлагают варианты формулировки темы, цели, предлагают пути ее решения.
Записывают тему в тетрадь .
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке,
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД : развитие общеучебных компетенции в
постановке познавательных целей.
Устная оценка учителя.
Следит за правильностью формирования темы ,
цели, задач и путей их решения.
4
Изучение нового материала.
Дополнительная информация по теме учащимся, мотивация к восприятию новых знаний.
1.Расширение знаний. Сообщения учащихся об учёных, открывших клетку, сопровождаемые показом фотографий на слайде.
Ознакомление с термином «цитология».
Прав ли ученый ,как вы думаете ,ребята?
Давайте отправимся в небольшое путешествие ,посмотрев фильм.
2 Формирование умения работать с таблицей.
2/4 мин
Демонстрирует слайд с портретом учёных и термином «цитология» на экране. Демонстрирует срез пробкового дерева.
Ставит вопрос .Выслушивает ответы. Предлагает путь поиска ответа в просмотре фильма.
(Просмотр фильма:«Строение растительной клетки»)
Работа с учебником.
(Слайд 6-9.)
Слушают рассказ смотрят слайд, фильм, записывают новые термины факты с помощью рисунка,
слов, схем .Кому как нравится.
Личностные УУД: развивать внимание, сосредоточенность, ассоциативное мышление, через рисунок во время просмотра фильма.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слухи и зрительно отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устный комментарий, совет.
Следит за умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать видео информацию
Выводы и обсуждение после просмотра фильма
Вернемся к вопросу : Прав ли был ученный?
Какие органоиды клетки вам известны?
Работа с интерактивным рисунком.
Подумайте ,как мы можем с вами подтвердить эти теоретические знания?
2 мин
Слушает ответы, помогает определиться с новыми терминами.
Напоминает им записать их в тетрадь.
(Слайд №10)
Отвечают по своим записям и рисункам.
Записывают новые термины в тетрадь.
Слушает ,корректирует,
направляет ,исправляет, дополняет.
Отслеживает:
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.
5
Физ. минутка
Внимание ,отложим все дела на минуточку и займемся свои здоровьем.
Проведение упражнений на профилактику зрения и шейного остеохондроза.
2 мин
Учитель выполняет упражнение, продолжает поддерживать рабочий темп урока.
(Слайд №11-16)
Ученики
выполняет упражнение
Личностные УУД:
забота о здоровье.
Похвала учеников учителем.
Проведение лаборат. работы: «Строение кожицы лука»
Кто помнит ,что мы хотели узнать и как?
Для работы с микроскопами ,что мы должны знать и помнить?
Внимание !
Посмотрите ,что вы должны увидеть .Сравните то что вы видите на экране и в микроскопе.
Ответ поясните.
5. мин
Слушает ответы на вопросы.
Корректирует неточности в порядке правил работы с микроскопом. Следит за порядком во время проведения работы. Помогает.
(Слайд №17-20. )
Предлагают путь исследования, вспоминают правила работы с микроскопом, уточняют ,как работать с цифровым микроскопом.
Личностные УУД: формируют навыки самопознания, при работе с цифровыми микроскопами формировать навыки использования ИКТ.
Познавательные УУД :устанавливать причинно следственные связей;
Обобщать, делать выводы.
Одобряет ,направляет, поощряет, устно оценивает.
Отслеживает умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.
6.
Закрепление нового материала
1. Работа в парах .
«Игра собери картинку».
3мин
Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию: собрать , узнать ,что изображено на рисунке, рассказать соседу.
(Слайд №22.)
Собирают, рассказывают. Отвечают дополняя друг друга.
Контролирует коммуникабельность обучающихся
2.Работа с интерактивным рисунком.
Перечисли, какие органоиды можно встретить в клетки?
Какие функции они выполняют.
2мин
Смотрит на экран, контролирует и помогает отвечать.
(Слайд №21.)
Показывает ,рисует ,отвечает.
3.Рисунок на доске.
Зарисовать в тетради на печатной основе стр. 5 строение клетки по памяти, указать органоиды клетки.
Проговариваем хором все органоиды клетки.
2 мин.
Направляет, ведет к цели.
Работают индивидуально, всем классом.
Контролирует умение пользоваться интерактивной доской.
7
8.
9.
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Подведение итогов.
5мин.
Организует беседу с классом по вопросам:
Достигли ли вы цели урока?
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересным?
Чему научились?
(Слайд №23,24.)
Отвечают на вопросы. Подводят итог.
Выставление оценок.
2 мин
Задает вопрос : оцените деятельность своих товарищей на уроке и поставьте им обоснованно оценку.
Слушает ответ, корректирует при необходимости.
Выставляет оценки в электронный журнал.
Выставляет оценку.
Обосновывает ее.
§7, вопросы с.32
Творческое задание: используя любой удобный материал, изготовить модели клетки (аппликация, изделия из пластилина, вышивка и т.д.)
2 мин
Выдает задание в электронном журнале.
(Слайд №25.)
Записывает в дневник
Ребята, вот и закончилась наша с вами встреча.
Как она ,прошла перед вами лежат кружочки:
Красный хорошо ,все понял, синий- ни чего не понял, зеленый – так себе. Поднимите кружочек, соответствующий вашему настроению.
1 мин
Объясняет.
(Слайд № 26.)
Слушают ,оценивают.
Заголовок 115