Тема: «Агрессия среди подростков»












Психолого-педагогический семинар-практикум «Помощь детям в кризисной ситуации»

Тема: «Агрессия среди подростков»








Подготовила:
Курмашева Г.Т.
педагог-психолог
МБОУ СОШ №2
с. Александров-Гай



2014г.
Тема: «Агрессия среди подростков» (слайд 1)
Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности и самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей. Он ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями. Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители или педагоги ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к ним позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность. Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: (слайд 2) вербальную (словесную) и физическую агрессию. Словесная агрессия (слайд 3) гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей и педагогов. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными вплоть до уголовного наказания. Словесная агрессия в поведении подростка выражается в:
постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме; 
отрицательных отзывах о ком-либо и не всегда объективных критических замечаниях, облаченных в экспансивную и грубую форму высказывании мыслей активно-агрессивного содержания ("Я его убью!" "Я ему руки-ноги переломаю!" и т.д.) или проклятий в адрес кого-либо; 
выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому-либо и т.д.); 
беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей; 
попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения; 
частых упреках, по большей части  безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;
повышенном общем тоне разговора.
       Физическая агрессия (слайд 4) выражается в различных формах физического воздействия причинении боли, физических страданий, драчливости.        Агрессия может также быть косвенной, то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу все это проявления косвенной агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам (негативизм).        Так же, агрессивное поведение может стать для подростка: способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной); своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует; способом "блокирования" тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.        Причины агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым представлениям.             
Наблюдая за подростками наших школ можно сделать следующие выводы: (слайд 5)
подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям; (слайд 6)
агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо;
наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников.
ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых периодически становится подросток, трансформируются в своеобразную модель агрессивного поведения.
Поэтому наказание эффективно и безопасно только в том случае, если ребенок чувствует справедливость наказания и позитивное отношение к себе со стороны родителей и педагогов, в другом случае наказание всегда ведет к возникновению агрессии. Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.
Этот негатив идёт от семьи, на поведение ребенка, прежде всего влияют родители.
      Подростковая агрессия и родители. Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.
(слайд 7) Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо  драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители  алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Велико бывает их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения.
Конечно, есть разные семьи, многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков. Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые  исправить свое. Как правило, бульшая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
Задача педагога в данном случае  быть наставником и советчиком для родителей. Однако при этой ситуации педагог должен иметь высокую компетентность и авторитет. Родителей нужно ознакомить с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку.
Что делать родителям?       (слайд 8)
       Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в поведении, стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в будущем. Бороться с проявлениями подростковой агрессии можно и нужно. Главное не забывать, что это совсем не тот случай, когда "клин клином вышибают". Поскольку доминирующим (осознанным или подсознательным) стремлением в поведении подростка является стремление к самоутверждению, к установлению позиции значимого собственного "я", наиболее продуктивным способом преодоления агрессивных тенденций в его поведении будет предоставление ему позитивной возможности самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот момент исключительно важный, несмотря на то, что является как бы подготовительным.
       Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству все это поможет вам "переключить" его энергию при условии ненавязчивого контроля.
      Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то творчество, искусство.
     Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от которого ничего не зависит.  
     Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.
     Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их (слайд 9)
    В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.
    Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом, вы лишите подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.
     Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.
   Уважайте индивидуальность подростка.
Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
(слайд 10) Спасибо за внимание!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15