Рабочая программа по элективному курсу География Якутии
Муниципальное образование «Кобяйский улус (район)» РС(Я)
Муниципальное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю»
директор школы:
_________ /А.Д. Дьячковский/
"____" ____________ 20___г.
Рабочая программа
элективного курса
по теме
«География Якутии»
(34 часа, 8 класс,34 часа, 9 класс)(По программе И.И.Жиркова, К.И.Жиркова, Г.Н.Максимова)
Учитель географии
Спиридонова С.А.
«Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании МО зам. директора по УВР
____________/Т.А.Сметанина/ _____________/Г.П. Павлова/
"___" ________________ 20___г. "___" ______________ 20___г.
с. Аргас — 2012 г.
Программа элективного курса «География Якутии» 8, 9 классы.
Пояснительная записка.
Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов усиливает актуальность проблемы формирования региональных знаний в учебном процессе средней школы. География Якутии в школах республики изучается достаточно давно. В 2001 году обсуждалась и была одобрена Концепция географического образования в РС(Я) «География для будущих поколений», рекомендующая изучать свою республику в течение года в 9 классе. Так как в последнее время больше внимания уделяется изучению краеведческого материала. Введение регионального курса способствует также воспитанию патриотических качеств обучающихся, любви к родной земле, повышению ответственности за её будущее.
Впервые в 2001 году Министерством образования РС(Я) был выпущен сборник «Программно-методические материалы. География», где опубликованы две авторские программы по курсу «География Якутии».
Данная программа берёт за основу программу И.И.Жиркова, К.И.Жиркова, Г.Н.Максимова, составленную в 2001 году и предполагающую изучение курса в течение двух лет – в 8, 9 классах (всего 68 часов). Но адаптирована на 1 час в 9 классе. При распределении часов не изменены (не сокращены) часы на изучение темы «Полезные ископаемые», увеличены часы на изучение темы «Промышленность», где приоритетом является изучение горнодобывающей промышленности, по которой специализируется наша республика. Программа соответствует региональному учебнику.
Количество часов: 34 часа в год в 8 классе и 34 часа в 9 классе. Всего 68 часов.
Учебник: И.И.Жирков и др. География Якутии. Якутск, 2007.
Темы курса «География Якутии»
№ Тема Колич часов
по программе Основные требования Дата проведения
план факт
8 класс
1
Географическое
Положение 2 Знать Положение республики на карте страны и своей местности на карте республики;
Описывать физико-географическое и экономико-географическое положение республики, изменения геополитического положения.
Моделировать и оценивать при изменяющихся условиях географическое положение и его изменения 2
Открытия и исследование Якутии 4 Знать о значении народной географии, историю заселения и освоения территории республики.
Краткий физико-географический обзор Якутии
3 Геологическое
строение и
рельеф 4 Различать генетические типы форм рельефа своей местности;
Знать возраст тектонических структур платформенной и горноскладчатых областей Якутии; формы рельефа, порядок величин абсолютных высот гор и равнин Якутии; пространственные соотношения основных элементов орографии; специфические формы рельефа: кисиляхи, тукуланы, аласы, булгунняхи, байджерахи, быллары, солифлюкационные ступени, полигональные формы;
Показывать на карте орографические единицы: низменности – Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Центрально-якутская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Алданское нагорье, хребты Верхоянский и Черского. 4 Полезные
ископаемые 2 Различать вмещающие породы главных полезных ископаемых: кимберлит, кварцит, касситерит;
Знать основные полезные ископаемые и их месторождения;
Описывать недровые природные ресурсы территории республики;
Объяснять разнообразие недровых богатств;
Показывать на карте месторождения полезных ископаемых: алмазов – бассейны Вилюя, Анабара, Оленька; золота – Алданское, Алла-Юньское, Куларское, Верхнеиндигирское; олова – Яно-Индигирское; угля – Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский бассейны; месторождения – Сангарское, Кангаласское, Джебарики-Хайское, Зырянское, Чульманское; нефти и газа – Талаканское, Иреляхское, Мастахское.5 Климат 3 Знать климатические особенности территории, сезонные характеристики основных метрологических элементов;
Наблюдать сезонные и суточные изменения погоды и высоты Солнца;
Описывать сочетание тепла и влаги по ландшафтным зонам Якутии, взаимосвязь компонентов ландшафта;
Объяснять особенности климата. 6 Многолетняя
Мерзлота 3 Знать специфические формы рельефа: кисиляхи, тукуланы, аласы, булгунняхи, байджерахи, быллары;
Объяснять происхождение многолетне- мёрзлых пород, формы рельефа, связанные с ними. 7 Реки, озёра,
подземные воды 4 Знать основные реки Якутии, крупнейшие озёра и происхождение котловин озёр;
Показывать на карте реки: Лена, Витим, Олёкма, Алдан, Амга, Вилюй, Марха, Анабар, Оленёк, Яна, Хрома, Индигирка, Мома, Колыма. 8 Моря Якутии 1 Знать особенности морей, омывающих территорию Якутии, о многолетних льдах, свойствах водных масс;
Показывать на карте моря - Лаптевых, Восточно-Сибирское9 Почвы,
растительность, животный мир 3 Различать древесные породы своей местности и Якутии, лекарственные и пищевые растения своей местности, главные кормовые травы своей местности;
Знать зональные типы растительности и почв Якутии, основные охраняемые растения и животные;
Объяснять бедность почвенными и биотическими ресурсами при огромной территории. 10 Природные
комплексы 4 Знать природные зоны;
Наблюдать состояние окружающей среды своей местности;
Описывать взаимосвязь компонентов ландшафта, зональные ландшафты Якутии, природные комплексы своей местности; 11 Охрана
природы 1 Знать охраняемые территории Якутии; заповедники, национальные парки, ближайшие к своей местности заказники и памятники природы; режимы охраны природы; экологическую ситуацию в республике и своём улусе, зоны экологического кризиса на территории республики; экологическое состояние крупных городов и своего населённого пункта;
Наблюдать экологическое состояние главных городов и промышленных узлов республики и своей местности;
Объяснять ранимость и неустойчивость ландшафтов Якутии;
Моделировать и оценивать экологическую ситуацию. 9 класс
Население Якутии
12 Формирование
и численность
населения 3
Знать численность и национальный состав населения республики, главные города; административное деление республики, улусы республики и наслега своего улуса; традиционные занятия коренного населения
Объяснять бедность трудовыми ресурсами;
Показывать на карте населённые пункты: города – Якутск, Мирный, Олёкминск, Нюрба, Вилюйск, Верхоянск, Среднеколымск, Нерюнгри, Алдан, Томмот, Удачный, Ленск, Покровск; улусные центры, центры наслегов своего улуса.13 Занятость, некоторые демографические процессы и территориальное распределение населения 2
Хозяйство Якутии
14 Развитие, состояние хозяйства 2 Знать ресурсы территории Якутии и своей местности: недровые, тепловые, водные, биотические, земельные; отраслевую структуру хозяйства, отрасли специализации Якутии; Описывать природные ресурсы территории республики: недровые, климатические, земельные, водные, биотические, рекреационные;Объяснять сложившуюся структуру современного хозяйства республики, улуса и своей местности – влияние географических факторов на развитие и размещение хозяйства;
Моделировать и оценивать природные ресурсы республики и их использование, состояние хозяйства 15 Промышленность 3 16 Сельское хозяйство 6 17 Транспорт 3 Знать о составе и значении, особенностях и проблемах основных видов транспорта Якутии, основные направления перевозок грузов. 18 Внешнеэкономические связи 6 Знать место республики и улуса в географическом разделении труда, отрасли специализации, структуру вывоза и ввоза; внутриреспубликанские и внешние экономические связи 19 Экономико-географическое районирование 7 Знать территориальную структуру хозяйства республики Всего 68 Литература
Аманбаева Л.И., Макаров Е.Д. Урок географии в современной школе. Якутск, Издательство ИСКРО. 1994. – 72 с.
Валько Е.В. Национально – региональный компонент на уроках географии // Народное образование Якутии. – 2002, №1. – С. 33 – 35.
Географический атлас «Республика Саха (Якутия)» / Под ред. О.А.Лазебник. – Якутск, 2000.
Григорьева А.Д., Пахомова Л.С. Хрестоматия по географии Якутии (по материалам периодической печати) / Под ред. О.М.Кривошапкиной, М – во образования РС(Я). – Якутск: ИПКРО, 2005.
Дмитриева З.М., Мостахов С.Е., Сивцева А.И. География Якутской АССР: Учебное пособие. – Якутск: Кн. изд-во, 1990. – 168 с.
Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М. География Якутии: учебник для 9 кл. ср.школы.–Якутск: Бичик, 2004.–304с.
Кривошапкина О.М. Тесты по географии для поступающих на ГО БГФ. – Якутск: изд-во ЯГУ, 2000. – 45 с.
Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии: Методическое пособие для учителя (уроки, тесты, дидактические материалы) / Под редакцией О.М.Кривошапкиной. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. -216 с.
Максимов Г.Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование / Науч. ред. канд. геогр. наук М.Ю.Присяжный. –Якутск: Бичик, 2003. – 168с.
Полезные ископаемые Якутии и области их применения: Крат.справ. / В.И.Фролов, В.Ф.Уаров. – Якутск: Бичик, 2005. – 64 с.
Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. / Сост. В.И.Сиротин. – 4-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.
Программно-методические материалы. География / Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А., Осипова А.Д. – Якутск, 2001.
Слепцова Н.П., Жирков И.И. Пособие по географии Якутии: Пособие для учителя.- Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик»,1993.