Доклад на тему Речевая агрессия в школе и способы её преодоления


Речевая агрессия в школе и способы её преодоления.
Речевая агрессия- явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и всё чаще отмечаемое в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей. Мы наблюдаем, как агрессия слова вторгается в детские игры и развлечения подростков, всё чаще проявляется во внутрисемейных отношениях, «усаживается» рядом с нашими детьми за школьную парту и «помогает» родителям «активно воспитывать» детей.
В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Основные типы агрессивных высказываний: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются также в жалобах, доносах, сплетнях.
Как показывают наблюдения за речью школьников, большинство из них проявляют очевидную склонность к грубому общению: могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку.
А как реагируют педагоги на подобное поведение школьников? Какие способы речевого воздействия они используют в конфликтных ситуациях общения с учениками?
Как ни печально констатировать этот факт, но речь учителей иногда демонстрирует пренебрежительно- грубое или повелительно- покровительственное отношение к учащимся, что проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, а иногда даже в явных оскорблениях и угрозах.
Между тем именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще. Кроме того, у ребёнка складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации общения («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («ты вообще плохой. глупый, невоспитанный» и т.п.).
наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во- первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся (принцип бумеранга), а во- вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения и подражания.
Получается что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением учащихся в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию в школьном коллективе. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, учитель также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения с учениками, отсутствие профессионализма.
В качестве подтверждения рассмотрим реальную и довольно типичную ситуацию общения учителя и учащихся на уроке:
Учитель раздаёт индивидуальные задания. – Итак, задания будут выполнять… Симакова Катя…
Ученица (недовольно перебивает) А что я- то?
Учитель не обращая внимания и не повышая тона: Так, разговоры все прекратили. Катя, тебе сделать ещё одно замечание? Ты работаешь, у тебя есть задание?
Ученица ворчливо: Я знаю!
Ученица, рядом сидящая: Да заткнись ты, наконец, мешаешь же!
Катя: Сама заткнись!
Учитель (начиная возмущаться): Так, вы находитесь на уроке! Ведите себя, пожалуйста, приличнее!
Восстанавливается относительная тишина. Однако через несколько минут вновь возникает нерабочий шум, слышен смех Кати…
Учитель (медленно, устало): Так, болтать все давно уже перестали! Ка-а –тя. я делаю тебе после-е- днее замечание! Болтать перестань!
Ученица (раздражённо): Да я и не болтаю!
Учитель (возмущённо): И хамить тоже перестань!
Реплики из класса: -Да хватит мешать!
- Ну ты, Катька, даёшь!
Мы видим, что явная цель ученицы - оттянуть время от начала работы. Скрытая цель- самоутвердиться в глазах одноклассников. Негативный способ достижения этих целей хорошо известен и довольно примитивен – словесное препирательство с учителем и одновременно с одноклассницей.
Видя, что учитель остался спокоен, не повысил тон и ограничился нейтральным замечанием («Ты работаешь, у тебя есть задание»), а одноклассница отреагировала грубым требованием «заткнуться», девочка усиливает словесное давление с помощью ответных враждебных замечаний в резко повышенном тоне.
Такая речевая деятельность, называется – хамством.
Давайте разберёмся, может ли педагог предотвратить речевую агрессию школьников и избежать грубости собственной речи в этой и аналогичных ситуациях на уроках?
Чтобы избежать агрессии слова, необходимо во- первых, самоконтроль учителя над собственным речевым поведением. В данной же ситуации педагог быстро теряет терпение и не замечая явно провокационного характера реплик, начинает возмущаться, раздражаться, болезненно и многословно реагируя на каждое высказывание. Достаточно сохранять выдержку, продолжая говорить ровным, спокойным тоном, чтобы разрушить «негативный сценарий» .
Во- вторых, для предотвращения ответной грубости учителю часто бывает достаточно просто попытаться встать на позицию ученика, посмотреть на конфликт его глазами – «быть выше ссоры»: «Я тебя понимаю, Катя, все устали , но надо ещё немного поработать».
Эффективен также приём смены ролей - моделирование ситуации. в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через сопереживание: «Значит, ты хочешь, чтобы это задание выполнил кто угодно, но только не ты?», «А тебе самой было бы приятно услышать то, что сейчас говоришь мне?» Всё это позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным.
Таким образом, развитие и совершенствование способности к эмпатии – сопереживанию проблемам ребёнка, умению объективно оценить его личностные особенности и конкретное эмоциональное состояние – необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать ошибки ученика, признавать его право на собственное мнение.
Существуют и более частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях рассмотрим основные из них.
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника. не отвечать грубостью на грубость. Механизм действия этого метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу «он мне – слово, а я ему - десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово».
переключение внимания: изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние. основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, отвлекающее предложение, необычное задание.
Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций: зная сильные стороны личности ученика, в определённой ситуации актуализировать (словесно обозначить, публично напомнить) эти качества или выразить провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ученика, бросая вызов его способностям (способ «подзадоривания».) Формами таких высказываний в рассматриваемой ситуации могут быть напоминание («Ты же умная (взрослая, рассудительная, терпеливая, способная) ученица!»), выражение уверенности в способностях ученика («Неужели это говорит Катя, которая всегда быстро справляется с заданиями?») и т.п.
Использование положительных оценочных высказываний. Довольно часто мы склонны игнорировать положительные стороны деятельности ученика, неоправданно обобщая его проступки или заведомо, потенциально обвиняя его в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно: «Опять эта Катя всем недовольна!», «Вечно ты отвлекаешься, Катя!» Между тем целенаправленная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствует созданию положительной атмосферы общения на уроке, не допускающей речевой агрессии.
Открытое словесное порицание. С одной стороны, прямое словесное воздействие учителя в форме упрёка, запрета, требования может иметь противоположный результат – вызвать ответный грубый отказ, возражение, протест ученика и легко нарушить гармонию общения, которое из равноправно – дружеского превращается в неравноправно – морализаторское. Поэтому порицание должно быть очень хорошо продумано педагогом и выражено непременно в корректной форме- с обязательным использованием необходимых формул вежливости. Так, в данной ситуации возможны такие высказывания: «Катя, я делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста. не надо мне грубить!» и т. п.
Юмор, шутка. Психологами установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако необходимо заметить, что шутка – весьма сложный приём, требующий высокого уровня речевой подготовки учителя, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики учеников.
Убеждение. Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает активное неприятие, раздражение, враждебность адресата. Не следует разъяснять школьникам вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека)- лучше корректно напомнить о правилах приличия (Вы ведёте себя недостойно), не рекомендуется также отвлечённо морализировать («Надо вести себя хорошо»; «Нужно быть умницей» и т.п.) убеждать в невозможном («на уроке всегда надо сидеть молча», «Никогда не надо возражать»).
Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к учащимся , возражения. просьбы, отказы являются вежливыми? Всегда ли мы извиняемся за резкость замечания, несправедливую оценку. ошибочное суждение?
Один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения – вежливое обращение.
наши ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребёнка унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всём и всегда правыми («учитель всегда прав») приводят к тому, что извинение звучит в педагогической речи гораздо реже, чем это необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный и определяет общую позитивную установку общения.
Так, возможно, в ситуации данной учителю достаточно было сказать: «Извини меня, пожалуйста , Катя, я не должна была кричать на тебя, но и ты не должна так вести себя на уроке»- и атмосфера общения на уроке, проникнутая разобщённостью, отчуждением, враждебностью, изменилась бы в сторону примирения, единения, взаимопонимания.
Итак. речь педагога выступает важнейшим фактором формирования коммуникативной личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия. поэтому повышение уровня речевой культуры учителя, всестороннее овладение коммуникативной компетенцией, укрепление нравственных основ речевого поведения в процессе педагогического общения являются первоочередными задачами в решении проблемы агрессии слова в школьной среде.