Рабочая программа по элективному курсу Биология растений, грибов, лишайниковМикробиология
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Микробиология» для учащихся 10 и 11 классов
Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 10-11 классов.
Составлена на основе методического пособия: Панина Г.Н., Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы.М.: Вентана –Граф, 2008.-64с.
Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.
В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников профильной школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу профильного биологического образования.
Целью курса «Микробиология» является: углубление и расширение представления учащихся о таких разделах биологической науки, как вирусология, бактериология, микология, биотехнология. Формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Задачи курса: обучения: Познакомить учащихся с прикладным значением биологических дисциплин: вирусология, бактериология, микология, биотехнология, направленностью их деятельности;
Развития: формировать определенные навыки работы с микропрепаратами, умения работы с дополнительными информационными источниками, развивать аналитическое мышление и исследовательские навыки через наблюдение, постановку эксперимента;
Воспитания: способствовать устойчивой мотивации биологической направленности, выбору профессии, через информацию о профессиях специалистов, работающих в области микробиологии.
Основная концепция курса заключается в:
- комплексном подходе при изучении живых организмов на клеточном уровне;
- сравнительно – эволюционное направление курса;
- использование самых современных молекулярно – биологических данных;
- историко – патриотическом акценте при изучении биологии.
В рамках курса
есть возможность показать интернациональный характер науки, достижения отечественных биологов;
- валеологической направленности курса;
- большой объем практических занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование возможностей компьютерного класса, постановку и проведение экспериментов, знакомство с прикладными аспектами науки.
Ожидаемый результат:
-углубление и расширение представлений о развитии микробиологии
-формирование аналитического мышления и исследовательских умений и навыков;
-выбора профессии в области микробиологии
Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы, предназначена для учащихся химико-биологического профиля 10-11 классов, объемом 35 часов может быть реализована в течение года (с режимом реализации 1 час в неделю).
Предлагаемая учащимся информация объединена в пяти главах: «Вирусы», «Бактерии», «Грибы», «Роль микроорганизмов в генетической инженерии», «Обзор организации микроскопических растений и животных». Последовательность изучения этих разделов допускает изменения, однако время изучения четвертой главы следует сохранить, так как она интегрирует и обобщает содержание предыдущих разделов программы.
Для освоения программы элективного курса «Микробиология» могут быть использованы различные источники информации, но основным является одноименное учебное пособие Я.С. Шапиро, содержание глав которого полностью соответствует разделам программы элективного курса. Некоторая избыточность информации позволит учителю осуществить модификацию программы и обеспечить индивидуальный подход, удовлетворяя запросы отдельных учащихся в получении дополнительных сведений.
Специфичностью данного курса является то, что практические занятия нацелены на овладение школьниками некоторыми методами исследований, используемыми учеными-микробиологами, что позволит сформировать разнообразные практические умения, необходимые специалистам названных выше сфер профессиональной деятельности, обеспечить проверку направленности интересов учащихся.
На самом первом занятии элективного курса проводится подробная беседа о необходимости строгого выполнения правил техники безопасности при наблюдении за микроорганизмами, в процессе постановки экспериментов и использовании специального лабораторного оборудования.
Выполнение самостоятельных творческих проектов даст возможность сосредоточить внимание учеников на конкретной, интересующей их проблеме, проявить умения работать с информацией, самостоятельно проводить практические работы и исследования, анализировать и интерпретировать полученные результаты, проявить творчество на любом этапе выполнения проекта.
Выбор тематики проектов может осуществляться с учетом разной направленности интересов учащихся:
углубление, расширение, конкретизация теоретических знаний о микроорганизмах («Гипотезы о происхождении вирусов», «Роль грибов-сапротрофов в биосфере»);
расширение представлений о прикладном значении микробиологии («Микозы рыб, выращиваемых в рыбоводных хозяйствах», «Использование дрожжей для производства белков»);
углубление знаний об истории развития науки, роли ученых («История развития вирусологии», «Н.И. Вавилов основоположник учения об иммунитете растений»);
расширение лингвистических представлений («Основные принципы названий микробиологических объектов», «Латинские и греческие корни биологического языка»);
расширение представлений о профессиях и тех образовательных учреждениях, где они приобретаются («Вирусолог и сфера его деятельности», «Миколог и объекты его исследований»);
формирование и совершенствование практических умений («Влияние настоя сенной палочки на развитие дрожжей», «Развитие гриба мукора в присутствии различных концентраций молочной сыворотки»).
Проекты готовятся в течение определенного времени, при этом учащиеся могут использовать различные источники информации в дополнение к учебному пособию. Презентация и защита проектов возможны при изучении соответствующих тем или при завершении программы элективного курса, на заключительной конференции.
Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:
Природа вирусов.
История открытия вирусов. Д.И. Ивановский.
Вирусология, история развития.
Прионы загадка современности.
Вузы и другие образовательные учреждения, готовящие специалистов для микробиологической науки, промышленности, медицины и сельского хозяйства.
История развития бактериологии.
Ученые-бактериологи (отечественные и зарубежные).
Распространенность бактерий в различных средах.
Бактерии симбионты растений.
Бактерии симбионты животных.
Продукты питания, полученные в результате деятельности бактерий.
Многообразие грибов.
Характерные особенности
Чайный гриб.
Перхоть как разновидность грибкового заболевания.
Микология, история ее развития.
Грибные болезни культурных растений.
Грибы, входящие в состав лишайников.
Генетическая инженерия: история и перспективы развития.
Организмы доноры и реципиенты целевых генов.
Биологическая война опасность для человечества.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении научных знаний.
Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, лабораторные работы по решению задач, работа с литературой; работа в малых группах.
Зачет производится через тестирование, выполнение проекта.
Формы и методы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемой теме, оценивание сообщений и качества выполняемых практических работ)
- зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса)
-обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачёт при условии выполнения заданий 75-100% . В задания входят - решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы.
Дополнительные балы ученик получает:
Использование Интернет технологий.
Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
Презентационные доклады.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- принципиальное устройство светового микроскопа;
- особенности строения прокариотической и эукариотической клетки;
- основные компоненты и органоиды клетки;
- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- строение бактерий и их типы, роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека;
- иметь представление о молекулярно- биологических основах ряда важнейших процессов в клетке;
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
- «читать» электронно – микроскопические фотографии;
- готовить питательные среды для эксперимента;
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений;
- работать с современной биологической и медицинской литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьной конференции;
- использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
Требования к техническому оснащению курса:
1. Для практических и демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.
2. Набор электронно- микроскопических фотографий, приложение в виде СD-диска, видеофрагменты.
3. Готовые микропрепараты.
4. Оборудование для изготовления простейших микропрепаратов.
В процессе реализации программы весьма желательны встречи со специалистами, экскурсии в учебные заведения, на предприятия, где работают специалисты в области микробиологии.
Весь объем предлагаемого учебного материала распределен по пяти главам и подразделяется на основной и дополнительный. Основной учебный материал является необходимым и достаточным для успешного овладения учащимися знаниями и умениями согласно предлагаемому ниже учебно-тематическому плану. Дополнительный материал позволит учителю творчески модифицировать учебно-тематический план, обогатить содержание проектной деятельности учащихся, а также будет способствовать самообразованию школьников.
Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответствующей группы, ее роль в природных процессах и значение для человека. Поскольку важнейшая отрасль биотехнологии генетическая инженерия за сравнительно короткий срок из «чистой» науки превратилась в непосредственную производительную силу и заняла ведущую позицию в народном хозяйстве, четвертая глава программы посвящена исключительной роли использования микроорганизмов в развитии этого научного направления.
Микроскопические растения и животные обзорно рассматриваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти группы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствующих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.
Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наряду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные темы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями.
Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на олимпиаду или научную конференцию, оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Они также могут стать основой сценариев тематических праздников, развивающих игр и конкурсов.
Технология реализации программы предусматривает использование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ, экспозиций музеев, лабораторного оборудования (как школьного, так и учреждений партнеров школы). Реализация практической части программы возможна не только в условиях школьных кабинетов биологии и химии, но и в лабораториях научно-исследовательских организаций и высших образовательных учреждений, на предприятиях пищевой и микробиологической промышленности, в подразделениях санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарного и фитосанитарного надзора, на земельных угодьях сельскохозяйственных предприятий.
В процессе освоения теоретической и практической частей программы учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для овладения в будущем рядом профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Примерный учебно-тематический план,
(35 ч; 1 ч в неделю в течение года или 2ч в неделю в течение полугодия)
Раздел
Всего часов
В том числе
Формы контроля
программы
теория
практика
Вводное занятие
I
1
-
Педагогическое наблюдение, собеседование, анализ опытов, презентация проектов, отчеты
I. Вирусы
9
8
1
2. Бактерии
10
5
5
3. Грибы
12
6
6
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
3
3
-
5. Микроскопические растения и животные
Дополнительный материал
Итого
35
23 23
12
Учебно-методическое обеспечение:
Панина Г.Н., Шапиро Я.С. Микробиология:10-11классы: методическое пособие.-М.Вентана-Граф,2008.-64с.
Информационные ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 13 LINK
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·"http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/" 14http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/15, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дидактические материалы: Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.
Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.
Дополнительная литература для учащихся
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрова, 2004.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.
Примерное поурочно тематическое планирование (теория 23 ч, практика 12 ч)
№ урока
Тема урока
Кол-во ча-сов
Вид занятий
Умения и навыки
Формы контроля
теоретич.
теоретич.
практич.
1
Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований
1
1
Знать объекты и методы исследования микробиологии
Устный ответ
Вирусы (9 ч)
2
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни
1
1
Знать и различать разнообразие вирусных форм
тестирование
3
Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов
1
1
Знать и различать строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов,
текущий контроль
4
Вирусы паразиты бактерий (бактериофаги)
1
1
Знать и анализировать современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
текущий контроль
5
Вирусы растений и вызываемые ими болезни
1
1
Знать и анализировать современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
текущий контроль
6
Диагностика вирусных болезней растений
1
1
Знать методы диагностики вирусных инфекций
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений;
текущий контроль
7
Защита растений от вирусов
1
1
Знать методы защиты от вирусов
текущий контроль
8
Вирусы животных и вызываемые ими болезни
1
1
Знать методы защиты от вирусов
текущий контроль
9
Вирусы человека и вызываемые ими болезни
1
1
Знать методы защиты от вирусов
текущий контроль
10
Заключительное занятие по теме «Вирусы»
1
1
Знать и анализировать современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
работать с современной биологической и медицинской литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам,
обобщающий
Бактерии (10 ч)
11
Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
12
Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
13
Азотфиксирующие симбиотические бактерии
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений;
текущий контроль
14
Фотосинтезирующие бактерии
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
15
Бактерии компонент нормальной биоты организма животного и человека
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
16
Бактериальные болезни растений
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений;
текущий контроль
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
17
Бактериальные болезни животных и человека
1
1
18
Молочнокислое брожение
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
19
Микроскопическое изучение бактерий возбудителей молочнокислого брожения
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
20
Использование бактерий в биотехнологии
1
1
работать с современной биологической и медицинской литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам,
обобщающий
Грибы (12ч)
21
Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
22
Грибница плесневых (мицелиальных) грибов
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
23
Бесполое размножение грибов
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
24
Половое размножение грибов
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
25
Классификация и важнейшие систематические группы грибов
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
26
Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
27, 28
Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами
2
2
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений;
текущий контроль
29
Взаимоотношения грибов и растений
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
текущий контроль
30
Симбиоз грибов и растений
1
1
- вести наблюдения;
- описывать результаты наблюдений; - работать со световым микроскопом и готовить различные микропрепараты;
текущий контроль
31
Грибы паразиты животных и человека
1
1
текущий контроль
32
Использование грибов и биотехнологии
1
1
работать с современной биологической и медицинской литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам,
зачетный
Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)
33
Биологические основы и направления микроорганизмов в генетической инженерии
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
обобщающий
34
Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине
1
1
- выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами;
обобщающий
35
Заключительное занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии»
1
1
работать с современной биологической и медицинской литературой, Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам,
зачетный
Содержание программы (35ч)
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии возбудители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
1. Бактерии возбудители молочнокислого брожения.
2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
3. Азотфиксирующие бактерии симбионты растений
4. Бактерии возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эукариотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбиотические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
1. Морфология и размножение грибов.
2. Важнейшие классы грибов и их представители.
3. Дрожжевые грибы возбудители спиртового брожения.
4. Грибы возбудители болезней культурных растений (микозов).
5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
6. Обнаружение и количественный учет грибов,
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ
Молекулярная биология как область научного знания. Ее цели, задачи, место среди других наук. Достижения и перспективы. Методы молекулярной биологии.
Поток информации в клетке. Центральный постулат молекулярной биологии.
Плазматическая мембрана и ее свойства.
Нуклеиновые кислоты, их роль. Строение нуклеотидов.
Правило Чаргаффа. Первичная, вторичная и третичная структура ДНК. Три уровня организации хроматина.
Типы РНК, их роль в клетке. Строение транспортной, матричной, рибосомальной РНК и рибосом.
Понятие ген, геном. Генетический код и его свойства.
Мутации. Классификация. Факторы, вызывающие точковые мутации, и их эффект на структуру ДНК.
Репликация. Общая характеристика. Типы репликации. Ферменты и белки, участвующие в репликации.
Последовательность событий репликации. Образование репликационной вилки и репликационного глазка. Понятие о ведущей и отстающей цепи ДНК.
Особенности репликации у эукариот. Исправление ошибок при репликации.
Транскрипция. Общая характеристика, сопоставление с репликацией. Промоторы, терминаторы, транскриптон. Основной фермент транскрипции.
Основные этапы транскрипции.
Трансляция. Понятие. Подразделение на этапы и их характеристика.