Конспект урока русского языка 4 класс на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Разработка урока «Развитие умений писать слова с орфограммой мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
И. Л. Маркова, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №21 с. Семёновка г. Йошкар-Олы"
Тип урока: Совершенствование знаний, закрепление знаний
Основное
понятие: Показатель грамматической формы слова
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, карточки с заданиями, орфографические словари, опорные схемы.
Цель: Развитие умений писать слова с орфограммой мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Задачи:
Образовательная: углубить знания о функциях мягкого знака:
показатель мягкости согласных; разделительный; показатель женского рода имен существительных после шипящих
Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, аккуратность
Развивающая: в ходе урока способствовать овладению способами мыслительной деятельности, развитию познавательной самостоятельности
УУД:
- организационные: развивать умение участвовать в коллективной познавательной
деятельности, работать в парах
-информационные: формировать умение работать с карточками, схемами
-коммуникативные: формировать умение слушать учителя и своих товарищей; красиво и правильно строить свою речь; отвечать на заданные
вопросы; отстаивать свою точку зрения
-интеллектуальные: продолжить формирование умения анализировать, применять логические приемы мышления
-специальные: формировать умение выполнять работу по заданным карточкам;
находить имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих
Место урока в теме необходимость данного материала для последующего
изучения падежных окончаний имен существительных
3 склонения
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация урока
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: « Зачем нужна грамматика?» (Слайд 2)
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И помнил ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает на нём и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с тайнами родного языка, а помогут вам ваши знания.
Чистописание ( Слайд №3)
Даны слова: мать, молот, сестра, щенята, дочь, жена.
Условия для поиска букв:
выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;
среди них найти трехсложное слово;
из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Буквы Н, Щ. (Какое правило связано с этими буквами?)
Продолжить ряд:
нщ Нщ НЩ нщ…
Языковая разминка ( Слайд №4)
4.1 «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний:
день (какой?) короткий
бросил (что?) луч
луч (чей?) свой
луч (какой?) последний
(Извлечём информацию из этих словосочетаний, как мы это делали на уроках литературного чтения)
Ученики проговаривают варианты предложений.
4.2 Запись под диктовку авторского варианта:
Короткий день свой луч последний бросил. (М. Лифшиц)
Обозначение орфограмм
(Работа в парах. )
Синтаксический разбор предложения
4.5 Разбор по составу слов короткий, бросил.
Формулирование темы и цели урока
Какова роль ь в словах?
Выберите нужную схему для обозначения орфограммы, объясните, где пишется буква ь.
Есть ли данные орфограммы среди обозначенных вами в предложении?
С какой из этих орфограмм вы познакомились недавно?
Сегодня мы продолжим работу над орфограммой «Буква ь на конце имён существительных после шипящих» и её графическим обозначением.
Закрепление изученного
6.1 Повторение алгоритма работы над орфограммой:
Это имя существительное? (Слайд №5)
В начальной форме?
Есть ли шипящий на конце слова?
Это женский род?
6.2 Грамматическая сказка
Учитель. Чтобы вы лучше усвоили эту орфограмму, ребята расскажут грамматическую сказку. (Слайд №6)
Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак.
С глаголами с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил и поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошел Мягкий Знак к существительным женского рода вежливо так сказал:
( Слайд №7)
Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода, оканчивающиеся на Ч, Щ , Ш, Ж, и согласились дружить с Мягким Знаком.
Задание всем учащимся: Выпишите слова с мягким знаком на конце слова и подчеркните его.
Дифференцированное задание учащимся:
1.Группа сильных учащихся работает самостоятельно по карточкам (материалы карточки прилагаются)
2.Группа, слабоуспевающих учащихся, в это время работает под руководством учителя на доске. Учащиеся записывают (цепочкой) под диктовку учителя слова с объяснением:
молодёжь, глушь, речь, дрожь.
Учитель. Слушаем продолжение сказки.
Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие, и закричал:
(Слайд №8)
Но сильные существительные мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не подходи к нам». Вот так, с тех самых давних времен в существительных мужского рода после шипящих Мягкий Знак никогда не ставится. А в существительных женского рода Мягкий Знак пишется всегда.
Задание учащимся: выпишите слова, оканчивающиеся на шипящий. Какого рода эти существительные? Пишется ли на конце таких слов Ь знак?
Толкование слова кумач. (Слайд №9 )Кумач - — хлопчатобумажная ткань ярко-красного, пунцового цвета.
Слайд №10
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот
Мягкий Знак в друзья берёт.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.3 Упр. 179 стр.8
6.4 Работа с орфографическим словарём
Найдите в словаре слова на букву «к».
Среди этих слов найдите слово на изучаемую орфограмму.
КАМЫШ (обозначьте орфограмму)
Какие ещё орфограммы есть в этом слове?
6.4 Тест (самостоятельная работа) (Слайды №11-16)
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между двумя согласными;
б) между согласной и гласной в корне слова;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самооценка.
Проверка. На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают.
(Слайд № 17)
Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 18)
Что мы повторили сегодня о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Кого из учеников могли бы отметить за работу?
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Оценка работы учителем
Домашнее задание
Правило на странице 5, упражнение 5 на странице 13.