Программа Детство без границ


Титульник по образцу
«Детство без границ»
Пояснительная записка
Данная программа была создана для обеспечения преемственности образовательно-воспитательного процесса обучающихся в Красногвардейском районе. Для формирования инициативной, творческой личности ребенка и обучения актива ДО разработана программа для детей 8-18 лет. Программа «Детство без границ» является следующей ступенью, помогающей ребенку не останавливаться в своем саморазвитии, самореализации, самовыражении, развитию его творческого, интеллектуального, духовного и общественного потенциала.
Программа «Детство без границ» предназначена для обучения детей с 2 по 11 классы в рамках школы. Программа строится в соответствии с правовыми актами: Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).
Поставлена актуальная общественная задача – воспитание подрастающего поколения. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право, осознающий свою сопричастность к тому, что происходит в родном Отечестве. В настоящее время стране нужны лидеры, умеющие принимать конструктивные решения, вести за собой других людей. В этом актуальность программы.
Цель: содействовать росту творческого и организаторского потенциала личности будущего гражданина страны в различных сферах деятельности детской организации.
Задачи:
Обучающие:
- Изучение культуры, истории, экономики, природы родного края, как одного из субъектов России;
- дать понятие об основных формах деятельности детских организаций, их целях и задачах;
- сформировать умения и навыки руководства ДО, навыки работы в группе, в команде, публичного выступления, экскурсионной и оформительской работы.
Развивающие:
- развить аналитическое и критическое мышление;
- сформировать адекватную самооценку,
- развить творческие и интеллектуальные способности;
- развить способности к рефлексии, умения самокритично относиться к себе;
- развить мотивацию к социально значимой деятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитание гармонично развитой личности с высокой степенью духовных потребностей, стремящейся принести пользу Родине.
-сформировать лидерские качества, активную жизненную позицию; коммуникативную культуру,
- воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.
Особенности программы
В процессе реализации программы создаются условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях дополнительного образования, их самовыражения и самореализации в условиях благоприятного психологического климата, способствующего повышению уровня самооценки, повышение чувства ответственности и уважения к окружающим.
Организационная деятельность: обучение приемам работы проектной и исследовательской деятельности, применение здоровьесберегающих технологий, проведения собраний и конференций, ведение необходимой документации;
Содержательная «внутренняя» деятельность: направлена на реализацию интересов подростков: методы организации мероприятий, КТД, акции, реализация проектов, проведение акций, участие в конкурсах.
Содержательная «внешняя» деятельность: направлена на освоение технологий взаимодействия объединения с внешней средой (родителями, администрацией, педагогическим коллективом, другими общественными организациями) в процессе организации мероприятий, акций, праздников для жителей микрорайона.
Именно разграничение деятельности позволяет четко определить направления работы, а, определив направления, уже можно строить и работу в целом.
Для эффективной организации работы учитываются психологические особенности обучающихся возраста: 8-18 лет и особенности личностного развития ребенка в детском коллективе.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Год обучения Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
Первый 2 раза 4 144
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
- игровой
Предпочтение отдается методам КТД, проектирования, исследовательской деятельности, акциям, лекциям.
Формы занятий
Теория преподносится в форме: беседы, виртуального путешествия, круглого стола, консультации.
Практика: дискуссии, тренинги, акции, участие в конкурсах, проектная и исследовательская деятельность, интерактивные и деловые игры; экскурсии, устный журнал (встречи с интересными людьми), самостоятельные работы поискового и творческого типа, анкетирование, опросы, «огоньки».Ожидаемый результат
Программа предполагает, что дети объединения «Детство без границ» будут стремиться к самовыражению и самореализации путем вовлечения в волонтерскую, природоохранную и краеведческую деятельность. Вести активную социальную деятельность и здоровый образ жизни.
К концу 1 года обучения формируется доброжелательная личность, осознающая себя как гражданина РФ, уважительно относящаяся к чужому мнению и к окружающей среде, самостоятельная и лично ответственная за свои поступки, с эстетическими потребностями, установкой на безопасный, здоровый образ жизни, с наличием мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. дети знают:
- правила поведения, соблюдение мер предосторожности;
- географию и экологию своего района, историю своего рода и района в целом;
- знают особенности детской организации и ее обязанности;
- методику и формы проведения акций, мероприятий, праздников;
- основы актерского мастерства, основы публичного выступления;
Умеют:
- умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владеть навыками публичного выступления;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- правильно вести себя на сцене;
- составлять экскурсии (заочные и виртуальные);
- владеть основными навыками оформления выставок;
- работать в команде.
- проводить анализ мероприятий;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Тема Всего часов Теория Практика
Введение. Инструктаж ТБ 2 1 1
Вехи развития района Мой род – моя крепость Охраняемые природные территории и памятники природы Красногвардейского района Экологические проблемы и пути их решения Лидерство ВолонтерствоТворческая мастерская Вожатское мастерство Детство без ДПТ Всего: 144 ч
Краткое содержание тем 1 года обучения
Введение (2 ч.). Знакомство с группой, правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Тренинг на сплочение коллектива.
Вехи развития района ( ч.). История заселения местности. Количественный и качественный состав населения. Население, заселявшее территорию района. Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные
Мой род – моя крепость ( ч.). Понятие род, родственники, степень родства. Что такое родословная? Составление своей родословной.
Охраняемые природные территории и памятники природы Красногвардейского района ( ч.) Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки как формы охраны природы. Памятники природы Красногвардейского района. Красная книга. Оренбуржья Международные, местные организации и движения по охране окружающей среды. Этика поведения в природе.
Экологические проблемы и пути их решения ( ч.) Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Лидерство ( ч.). Понятие «лидер». Свойства лидера. Самооценка. Организаторские способности. Коммуникативные навыки. Ораторское мастерство. Проектная и исследовательская деятельность. Индивидуальная работа.
Волонтерство ( ч.) Пропаганда ЗОЖ, прав детей. Организация и проведения акций и мероприятий. Добровольчество. Помощь ветеранам и пожилым людям.
Творческая мастерская (ч.). Изготовление сувениров, подделок, открыток и т.п.
Вожатское мастерство ( ч.) Сущность работы отрядного вожатого. Роль и позиция вожатого. Основные приемы работы вожатого. КТД. Игротека
Детство без ДПТ ( ч.). Безопасное поведение на дороге. Правила дорожного движения. Я – велосипедист.
Методическое обеспечение
Организация «Детство без границ» - самостоятельное и самоуправляемое объединение детей, подростков, основанное на принципах самостоятельности, равноправия, сотрудничества, гласности, коллективности, предназначено для подростков 8 – 18 лет.
Программа реализуется на базе МБУ ДО «Дом детского творчества».
Методические принципы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Если рассматривать все потребности личности ребенка, рождающиеся в процессе его развития в детском объединении, то они складываются из его общения, деятельности и саморазвития. Только лишь учитывая такие потребности можно построить эффективную работу. Все, что окружает личность: дела, слеты, сборы, участия в работе органов самоуправления, поручения, ступени роста – все это направлено на достижение главной цели. Все теоретические составляющие программы осваиваются в процессе деятельности. Важно создать условия для реализации каждого члена объединения, дать возможность проявить себя и в качестве лидера, и в качестве подчиненного.
Необходимо отдавать предпочтение коллективным формам работы, т.к. важно обучающимся проявить себя именно в коллективе сверстников. Надо предоставлять возможность подростку проявить свою индивидуальность в виде либо выступлений, либо участия в учебно-исследовательских или творческих работах.
Материально-техническое обеспечение
Для плодотворной работы данной программы нужны технические средства обучения: магнитофон, музыкальный центр, микрофоны, фотоаппарат, компьютер и оргтехника, средства на приобретение необходимого инвентаря и расходных материалов, приобретение призов, финансирование поездок.
Список литературы
1. Редактор –составитель А.В. Егорова. Программылауреатов V всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Номинация туристско-краеведческая. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 368 с.
2. Калейдоскоп коллективно-творческих дел. От сценариев до программ. / под ред. П.К. Багаева. – Выпуск 2. – Советский, 2000.
3. Бродский А.К. Общая экология: учебник для вузов по направлению. подготовки бакалавров, магистров 02.02.00 «Биология», 02.08.03 «Биоэкология», 02.08.00 «Экология и природопользование». 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 255 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:383452&theme=FEFU4. Максимова Н.В., Ромулус О.В. Книга вожатого (методический сборник для старших вожатых и руководителей детских организаций). – Воронеж, 2003.
5. Соболева Н.А. Российская государственная символика. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
6. Г.И. Кургаева. География Оренбургской области. Природа. Оренбург. «Орлит-А.2006 г.
7.Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году».http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=17568. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 296c.
9. А.А. Чибилев, Г.Д. Мусикин, В.П. Петрищев, В.М. Павлейчик, Ж.Т. Сивохин "Геологические памятники природы Оренбургской области". - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000, 400с.
10.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
Список литературы для родителей
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1990.
2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
3. Козлов Н. Практическая психология на каждый день. – М.: новая школа, 1994.
4. Локатова М.С. Праздник в подарок. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
5. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. М.: ТЦ Сфера, 2003.
6. Фопей К. Как научить детей сотрудничать. /в 4 частях/. – М.: Генезис, 2001.
Список литературы для детей
1. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
2. Игры – обучение, тренинг. Досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
3. Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1993.
4. Туристская игротека: Игры, викторины, конкурсы. М.: ЦДЮТиК, 2003.
5. Шмаков С.Я. Учимся играя…М.: ЦГЛ, 2003.