План-конспект лекции на тему Аудиторская проверка учёта расчетных и кредитных операций по дисциплине Аудит
РАЗДЕЛ 3. АУДИТ ОРГАНИЗАЦИИ
Лекция 13.
Аудиторская проверка учёта расчетных и кредитных операций.
План.
Аудит расчетов с подочетными лицами.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит учета кредитов и займов и средств целевого финансирования.
1. Аудит расчетов с подочетными лицами.
Цель аудита расчетов подотчетными лицами – установление правильности и достоверности данных операций и определение влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
В связи с тем, что аудит расчетов с подотчетными лицами связан с проверкой порядка ведения кассовых операций, удобнее проводить их параллельно.
При аудите расчетов с подотчетными лицами основными нормативными документами являются:
Федеральный закон от 21.11.1996 №129 - ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
План счетов бухгалтерского учета
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, и «Расходы организации» ПБУ 10/99
приказ Минфина России
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России
Аудит расчетов с подотчетными проводится сплошным образом, так как при данной проверке задействованы наличные денежные средства.
При проверке правильности расчетов с подотчетными лицами источниками информации для аудитора являются:
- перечень подотчетных лиц, утвержденный приказом руководителя предприятия на текущий год;
- приказ об учетной политике организации
- заявления на имя руководителя организации от подотчетных лиц о выдаче необходимых сумм под отчет;
- приказы руководителя о разрешении выдачи подотчетным лицам необходимых сумм под отчет;
- приказы руководителя предприятия о направлении работников в командировки;
- учетные регистры по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами;
- командировочные удостоверения работников предприятия;
- расходные кассовые ордера (по выданным подотчетным суммам);
- авансовые отчеты и приложенные к ним оправдательные документы (билеты, проездные документы, товарные чеки, счета за гостиницу, кассовые чеки, бланки строгой отчетности и др.);
- отчеты о командировках, предоставляемые работниками по возвращении из командировок;
- акты на списание в производство материалов, купленных за счет подотчетных сумм;
- приказы о составе комиссии
- книга контроля за выполнением приказов о проведении;
- акты контрольной проверки правильности проведения инвентаризации;
- книга учета контрольных проверок правильности проведения;
- журнал-ордер № 7 или другие аналитические регистры по учету расчетов с подотчетными лицами;
- Главная книга организации,
бухгалтерская отчетность
баланс организации, строки 240, 625.
Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:
1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм
1.1. Отсутствует приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетным средств;
1.2. В приказе о порядке выдачи подотчетных средств не установлен круг лиц, имеющих право на получение денег под отчет, или не указаны размеры подотчетных сумм, а также сроки их возращения;
1.3. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;
1.4. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
1.5. Выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам;
1.6. Списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;
1.7. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
1.8. Допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому;
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов
2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;
2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;
2.5. Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм;
3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов
3.1. Нарушение порядка удержания подоходного налога и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
3.2. Некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов;
4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами
4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенный через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле;
5. Нарушения порядка учета представительских расходов
5.1. Несоответствие фактического размера представительский расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);
5.2. Отсутствие учета представительский расходов в пределах норм и сверх норм;
6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами
6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;
6.3. Журнал-ордер № 7 ведется не по каждому подотчетному лицу и выданной сумме одновременно;
6.4. Несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 или других регистрах;
Нарушения в форме и реквизитах первичных документов
Практическая часть занятия: Аудиторская проверка документов, авансовые отчеты и Ж/О №7
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Основная цель проверки установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Основные источники информации для проверки данного раздела учета:
договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях -таможенные декларации);
накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
журналы регистрации счетов-фактур;
книга покупок;
регистры аналитического и синтетического учета.
План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;
организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками И подрядчиками.
При проведении аудита организации первичного учета по разделу учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (далее ТМЦ).
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг.
Проверка законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверка соблюдения графика документооборота.
Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.
1. В части организации первичного учета:
арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
регистрация хозяйственных операций в документах неунифи-цированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
отсутствие графиков документооборота;
ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
нарушения сроков хранения документации в архиве;
уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:
перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (проводка: Дт 60Кт 60 субсчет «Авансы выданные», 76);
несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 60);
возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам
отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ
возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
несвоевременное предъявление претензий поставщикам
счетные ошибки при исчислении курсовых разниц
неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;
списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность
. неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов
отсутствие аналитического учета по: поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);
нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденции счетов.
Практическая часть: Проверка счет-фактур и Ж/О №6
3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Основная цель проверки – установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:
1) проверка правильности оформления первичных документов по
реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
2) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
3) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Источниками информации являются:
Положение о бухгалтерскомучете;
договоры поставки продукции (работ, услуг);
накладные;
счета-фактуры;
акты сверки расчетов;
протоколы о зачете взаимных требований;
акты инвентаризации расчетов;
векселя;
копии платежных документов;
книга продаж;
учетные регистры по счету 62;
Главная книга;
бухгалтерская отчетность.
Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о
состоянии расчетов на предприятии.
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя.
Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм
неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли - продажи), срок исполнения по которым покупателям превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг).
Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансом полученных. Полученные авансы, отражаемые на счете 62 субсчет «Авансы полученные».
4.Аудит учета кредитов и займов и средств целевого финансирования.
Целью аудиторской проверки является установление правильности
ведения расчетов по полученным кредитам и займам, а также их отражения в отчетности предприятия.
Источниками информации для проверки учета расчетов по кредитам
и займам являются:
Положение об учетной политике предприятия,
кредитные договоры,
договоры займа,
дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредита, других условий кредитных договоров,
договора поставки продукции (работ, услуг),
акты сверки расчетов,
протоколы о зачете взаимных требований,
учетные регистры по счетам 66, 67, 91 и др.,
Главная книга,
бухгалтерская отчетность и др.
В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить:
- реальность и документированность кредитов и займов;
- правильность оформления кредитных операций;
- целевое использование заемных средств, полноту и своевремен-
ность их погашения;
- правильность определения сумм процентов за пользование креди-
тами банков и их списание за счет соответствующих источников;
- полноту и своевременность погашения кредитов;
- правильность ведения синтетического и аналитического учета по
счетам 66, 67;
- соответствие записей по учету заемных средств в Главной книге и
бухгалтерской отчетности;
- наличие просроченных задолженностей и их отражение в учете.
В ходе проверки аудиторы должны изучить содержание каждого
кредитного договора с целью определения объекта кредитования, срока
выдачи и возврата кредита, формы обеспечения обязательств, процентных
ставок и порядок их уплаты.
В ходе проверки организации синтетического и аналитического уче-
та займов сопоставляются суммы задолженности по всем соответствую-
щим договорам займа и остатки по соответствующим субсчетам счетов
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по дол-
госрочным кредитам и займам», а также проверяется правильность кор-
респонденции счетов.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками,
которые выявляются в ходе проверки учета кредитов и займов, являются
следующие:
- отсутствие договора займа;
- неправильное отражение процентов по кредитам и займам;
- отсутствие аналитического учета;
- ненадлежащее ведение учета;
- неправильная корреспонденция счетов;
- отсутствие выписок банка со ссудного счета;
- нарушение принципов оценки имущества, приобретаемого за счет
заемных денежных средств и др.
НЖ/ ,;
·†€б
·
·
·
·
·к_
·(&gЂЛВ
·
·
·
·н
·/
·/ґі
·
·
·
·
·
·
·2
·):$
·
·
·
·
·
·
·Л
·
·
·J5'Э
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·xІ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·э
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·—#
·
·р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15