Рабочая программа по ОКМ 1 класс (Школа России)


Рассмотрена на Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
заседании школьного педагогического совета Директор школы:
методического Протокол №_____ _________Бацаева С.М.
объединения учителей от_________________ Приказ №_______
___________________ от______________
___________________
Протокол №___ от _____
Руководитель ШМО:
_________Колодезная А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
1 класс
учителя Луневой Юлии Вячеславовны
2016 – 2017 год
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ «Павловская СОШ», авторской программы А.А. Плешакова.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Планирование рассчитано на 33 учебных недели по 2 ч в неделю. Всего 66 часов.
2 часа (34-ая учебная неделя) – резерв.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выяснять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, и классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного мета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы. Созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и т.д.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека ни. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и обществоОбщество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Правила безопасной жизниЦенность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством. Водой. Опасные места в квартире, доме, его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с животными.
Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса включает следующие разделы:
Введение. Задавайте вопросы! (1 час)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Что и кто? (20 часов)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? (12 часов)
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? (11 часов)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (22 часа)
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы Количество часов Тема урока Дата проведения
По плану Фактически
Введение (1 час) 1 1.Задавайте
вопросы!
Что и кто?
(20 часов) 1 2. Что такое Родина?
1 3. Что мы знаем о народах России?
1 4. Что мы знаем о Москве?
1 5. Проект «Моя
малая Родина».
1 6. Что у нас над
головой?
1 7. Что у нас под
ногами?
1 8. Что общего у разных растений?
1 9. Что растёт на
подоконнике?
1 10. Что растёт на клумбе?
1 11. Что это за листья?
1 12. Что такое
хвоинки?
1 13. Кто такие
насекомые?
1 14. Кто такие рыбы?
1 15. Кто такие птицы?
1 16. Кто такие звери?
1 17. Что окружает нас дома?
1 18. Что умеет
компьютер?
1 19. Что вокруг нас может быть
опасным?
1 20. На что похожа наша планета?
1 21. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина». Как, откуда и куда?
(12 часов) 1 22. Как живёт семья? Проект «Моя
семья».
1 23. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1 24. Откуда в наш дом приходит электричество?
1 25. Как путешествует письмо?
1 26. Куда текут реки?
1 27. Откуда берутся снег и лёд?
1 28. Как живут
растения?
1 29. Как живут
животные?
1 30. Как зимой помочь птицам?
1 31. Откуда берётся и куда девается
мусор?
1 32. Откуда в снежках грязь?
1 33. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». Где и когда?
(11 часов) 1 34. Когда учиться
интересно?
1 35. Проект «Мой класс и моя
школа».
1 36. Когда придёт
суббота?
1 37. Когда наступит лето?
1 38. Где живут белые медведи?
1 39. Где живут слоны?
1 40. Где зимуют
птицы?
1 41. Когда появилась одежда?
1 42. Когда изобрели велосипед?
1 43. Когда мы станем взрослыми?
1 44. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Почему и зачем?
(22 часа) 1 45. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1 46. Почему Луна бывает разной?
1 47. Почему идёт дождь и дует
ветер?
1 48. Почему звенит звонок?
1 49. Почему радуга разноцветная?
1 50.Почему мы любим кошек и собак?
1 51. Проект «Мои
домашние
питомцы».
1 52. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1 53. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1 54. Зачем мы спим ночью?
1 55. Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1 56. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1 57. Зачем нам телефон и телевизор?
1 58. Зачем нужны
автомобили?
1 59. Зачем нужны
поезда?
1 60. Зачем строят
корабли?
1 61. Зачем строят
самолёты?
1 62. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1 63. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1 64. Зачем люди осваивают космос?
1 65. Почему мы часто слышим слово «экология»?
1 66. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
2 Резерв