Урок ОКМ на тему Виды обуви


Обувь. Виды обуви.
Цель: расширить и уточнить представления обучающихся об обуви; уточнить название и назначение обуви; учить группировать обувь по сезонному признаку; развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнений о образовании относительных прилагательных; развивать зрительную память, логическое мышление, внимание.
Оборудование: картинки времён года, обуви; слайды
Ход урока.
1.Организационный момент.  
Что такое? Что случилось?Почему звенит звонок?
Дети:  Мы готовы. Стол в порядке.  Начинается урок.
2. Природоведческая минутка.
- Какое сегодня число, месяц?
- День недели? Назовите 4, 7 день недели.
- Какое время года? Назовите зимние месяцы.
3. Подготовка к восприятию нового.
 1) Игра «Угадай, как называется магазин»
- Вы любите ходить по магазинам? Отправимся с вами на прогулку. Угадайте, как они называются.
- В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград. Это…(фрукты)
- Шапки, панамы, кепки, фуражки. Это…(головные уборы).
- Картофель, свёкла, морковь, лук. Это…(овощи).
- Рыбки, попугаи, черепахи, хомячки. Это...(зоомагазин).
- Пальто, шубы, куртки, плащи. Это…(одежда).
- Куклы, мячи, кубики, конструкторы. Это…(игрушки).
- «Жигули», «Волги», «Ауди», «Мерседесы». Это…(автомобили).
- Шкафы, столы, стулья, полки. Это…(мебель).
- Валенки, сандали, туфли, сапоги. Это …. (обувь)
2) Сообщение темы
- У какого магазина мы остановились? (обувь) Это тема нашего урока.
- В магазине продаётся обувь, значит, магазин какой? (обувной)
Просмотр обучающего мультфильма «Тралик и Валик. Одежда».
- Ребята, а что такое обувь? (Обувь - это предмет, который мы обуваем на ноги).
- Что есть у обуви предохраняющие нас от камушков? (подошва)
3) Игра «Скажи наоборот»
- Мне нужна обувь, а какая… Я начинаю фразу, а вы её заканчивает словом противоположного значения.
Мне нужна обувь не старая, а -…(новая)
                               Не тяжёлая, а …(лёгкая)
                              Не Большая, а…(маленькая)
                           Не взрослая, а…(детская)
                           Не твёрдая, а…(мягкая)
                           Не грязная, а…(чистая)
- Кто может повторить, какая мне нужна обувь?
4. История возникновения обуви
Люди стали издавна беречь свои ноги. Они придумали, как сохранить их от грязи, пыли, камней и воды, холода. Поэтому первая обувь, которую он изобрел была сделана из травы, полосок кожи или плоских кусочков дерева. Человек прикреплял их к подошвам ног веревкой.
Самой древней обувь на Руси были простые башмаки – чоботы.  Если работу плохо делали  говорили «Два сапога - пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины.
Валенки появились позже. Изготовление было делом трудоемким, поэтому и стоили валенки довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.
Самой популярной обувью русского народа были лапти. В других странах и не носили. Материал для лаптей найти нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ивы, ракиты, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали. Держались лапти на узких ремешках.
Плетением лаптей занимались старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Носились лапти не долго. Летом –четыре дня, а зимой – десять дней.
Но зато и стоили лапти дешево.
5. Изучение нового.
Люди стали надевать на ноги разную обувь. Обычно мы надеваем два ботинка, две туфли, два кроссовка, то есть пару обуви. Пара - значит два предмета. У нас же две ноги - правая и левая.
На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без – нас ни шагу,
Когда придешь домой. (Тапки) Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Обувь)
Отгадай загадку — кто мы:В ясный день сидим мы домаЕсли дождь — у нас работа:Топать, шлепать по болотам.(Резиновые сапоги) В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги.
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки) Бывает, снег весной летает,
На землю падает и тает,
Тогда на валенки в порошу
Надевают что? (галоши)
Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену … (босоножки) Уважают эту обувь теннисисты,Прыгуны и бегуны, баскетболисты.Я, хоть кроссы не бегу,Без них тоже не могу.
6. Упражнения в моделировании фразы «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».
Что изображено на картинках? Назовите одним словом? (Обувь).
Для чего нужна обувь? (Чтобы не замёрзнуть, не поранить, не промочить ноги).
Сапоги, валенки, ботинки. В какое время мы носим эту обувь? (Зимой).
Значит, эта обувь какая? (Зимняя).
В какое время можно носить туфли на улице? (Весной, осенью, летом).
Значит, это какая обувь? (Весенняя, осенняя, летняя).
Эту обувь носят на лице. Значит это какая обувь? (Это уличная обувь).
Когда и где носят тапки? (тапки носят в любое время года в помещении, доме).
Одинаковую или разную обувь носят дети, мужчины, женщины? (Нет).
Как называется обувь, которую носят дети? (Детская).
Как называется обувь, которую носят мужчины? (Мужская).
Как называется обувь, которую носят женщины? (Женская).
7. Составление фразы по картинкам; классификация картинок.
-Я знаю, что вы умеете правильно, аккуратно и красиво одеваться. Я хочу проверить, не ошибетесь ли вы. Отгадайте загадку о каком времени года идет речь.
На небо туча набежала,
Дождь полил, листва опала…
Ветер листья подхватил,
Завертел и закружил. (Осень) Если солнышко печет,
Тает снег, ручей течет,
И грачи на горе –
Значит, март на дворе. (Весна)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима) Глянуло солнышко,
Светит на лугу;
Я навстречу солнышку
По траве бегу. (Лето)
- Расставьте картинки с изображенной обувью в соответствии с временем года и составьте предложение. «Зимой я ношу валенки. Летом я хожу в сандалиях».
8. Виды обуви
- Сейчас мы с вами рассмотрим различные виды обуви. Какая бывает обувь?
ОБУВЬ ВАЛЯНАЯ изготовляется из смеси овечьей, козьей, кроличьей и верблюжьей шерсти, а также из шерсти некоторых других животных и из искусственной шерсти. Основные виды валяной обуви: валенки, боты и сапоги.
- Валенки – это валяная обувь. Валенки делают из шерсти обычно овец.
- В какое время года носят валенки?
ОБУВЬ РЕЗИНОВАЯ изготовляется из резиновых смесей. Предназначается главным образом для предохранения ног от воды. К резиновой обуви относятся: галоши, боты,  ботики, сапожки. Кроме того, из резины делаются различные виды спортивной обуви. 
- Когда надо надевать резиновые сапоги? 
КОЖАННАЯ ОБУВЬ изготовляется из   шкур верблюдов, лошадей, свиней и крупного рогатого скота. Такой материал, как кожа, был известен еще в древние времена. Кожа считается элитным материалом для обуви, а натуральная кожаная обувь во все времена была самой дорогой.
ОБУВЬ ИЗ ТЕКСТИЛЯ – изделие из ткани.  
Обувь из текстиля в летнее время пользуется наибольшей популярностью. Такая обувь более яркая и нарядная и подходит к летним легким платьям и юбкам.
Текстильную обувь рекомендуется носить только в теплую сухую погоду.
- Когда носят обувь из текстиля?
 
Обувь делят на следующие группы:
      ВАЛЯНАЯ, ТЕКСТИЛЬНАЯ, КОЖАНАЯ, РЕЗИНОВАЯ.
9. Игра «волшебный мешочек»
На ощупь определить виды обуви.
10. Игра «Как надо сказать?»
В процессе игры учащиеся образуют относительные прилагательные от существительных: туфли из кожи- кожаные; сапоги из резины- резиновые; валенки из шерсти- шерстяные; сапоги на меху
- Что у вас на ногах в данный момент? (кожаные туфли, резиновые кеды и т.п.)
11. Правила ухода за обувью
1. Ч т о т р е б у е т с я д л я у х о д а з а о б у в ь ю.
Вам потребуется: щетка; черный, коричневый или цветной крем; щетки с длинной и мягкой щетиной, которыми чистят; запасные шнурки для туфель и ботинок.
Хранить все эти материалы и инструменты лучше всего в специальном ящике или коробке с крышкой.
2. П р а в и л а у х о д а з а о б у в ь ю.
При уходе за обувью необходимо помнить одно золотое правило: чистить обувь следует не перед выходом из дома, а после прихода с улицы.
Придя домой, сначала грубой щеткой счистите с обуви пыль и грязь, потом намажьте ее тонким слоем крема. Если обувь сильно загрязнена, ее можно помыть водой, затем надо дать ей высохнуть (но не возле батареи, печи) и на высохшую обувь на ночь нанести крем.
Если обувь у вас промокла сильно, набейте ее газетами и сушите вдали от отопительных приборов, это позволит надолго сохранить эластичность кожи и увеличит срок ее носки.
12. Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.
     В гости к пальчику большому   (Оттопырить большой палец.)
     Приходили прямо к дому:
     Указательный   (Показать указательный палец.)
     И средний,   (Показать средний палец.)
     Безымянный   (Показать безымянный палец.)
     И последний
     Сам мизинчик-малышок
     Постучался на порог.   (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)     Пальцы все друзья,   (Сложить обе руки в замок.)
     Друг без друга им нельзя.   (Имитация мытья рук.)
Маленькие ножки идут по дорожке
Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ (на каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочередно правую и левую руку, изображая движения ног)
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ (строчка читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности стола, имитируя бег) .15. Работа в тетрадях. «Раскрась только те картинки, на которых изображена обувь».
14. «Что означает выражение?»
«Башмак каши просит».
Нынешнюю обувь склеивают. А прежде пользовались мелкими сапожными гвоздиками, чтобы прибить подмётку к оголовку ботинка. Истирались шляпки гвоздиков, отпадала подковка, отрывалась подметка в нескольких местах. При этом материал обуви приобретал задранный вид, словно ботинок открыл рот, в котором вместо зубов гвозди. Именно такое положение дел описывает фразеологическое выражение «обувь каши просит».
Сегодня вряд ли встретишь человека в обуви подобного состояния. Но мы по-прежнему говорим про изношенные, потерявшие былой вид туфли, что они словно «каши просят».
«Сапожник без сапог».
У одного сапожника не было сапог. Не потому, что они ему были не нужны. Потому, что он всё время шил сапоги для других. Это был хороший сапожник, и заказов у него было много. Как вы уже поняли, без работы наш сапожник не сидел. Более того, ему нравилось шить обувь. Не то, чтобы он жить не мог без этого. Бывало и такое, когда ему хотелось устроить себе дополнительный выходной, которых у него было мало. Но желание сделать новую пару обуви было сильнее. Он, конечно, не ходил босиком. Сапоги у него были, но уже старые, изношенные. Когда люди видели сапожника в этих сапогах, они говорили: «Надо же, а сапожник то сам без сапог»!
«Сесть в калошу».
Оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу. Калоша (галоша) - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости. Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.
Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Из чего делают обувь?
- С какими видами обуви познакомились?