Урок по ОКМ Луг и его обитатели.


Тема урока: «Луг природное сообщество. Растения луга». 2 класс
Цель и задачи урока: познакомить учащихся с многообразием растений луга, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека,
познакомить учащихся со значением лугов в жизни человека;
развивать у младших школьников аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать, обобщать;
воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) :познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;
регулятивные: вносить дополнения;
коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию;
личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Оборудование: презентация, макбуки, учебник «Окружающий мир. 2 часть» автор Н. Ф. Виноградова.
Ход урока.
1. Организационный материал.
2. Проверка домашнего задания.
Продолжите предложение.
1. Водоемы бывают искусственные и…(естественные).
2. Искусственные водоемы создал…)человек).
3. В низинах и впадинах земли, откуда вода не стекает, застаивается образуется…(болото).
4. Отгадав загадку, вы назовете растение болота.
Я красна, я кисла,На болоте я росла,Дозревала под снежком,Ну-ка, кто со мной знаком?(Ответ: Клюква)
5. Место рождения реки называют…(истоком).
6. Место впадения в океан или другую реку называют…(устьем).
7. Основными обитателями пресных водоемов являются…(рыбы).
8. Тело рыб покрыто…(чешуей).
9. Рыбы дышат с помощью…(жабер).
10. Назовите цепочкой обитателей пресных водоемов.
11. Назовите обитателей соленых водоемов.
3. Сообщение темы и целей урока.
Рассмотрите иллюстрацию. Какое природное сообщество на ней изображено? (ЛЕС)
Докажите, что это лес. (Растут деревья).
Кто из вас знает, как называется это природное сообщество? (Луг).
Почему вы так думаете?
Определите тему нашего урока. (Луг).
На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
Вопросы фиксируются на доске.
Цели нашего урока: познакомиться с природным сообществом «Луг», с растениями луга.
4. Изучение нового материала.
1) Работа с учебником с.110.
Прочитайте текст учебника.
Кого увидел Васятка на лугу?
Какие растения растут на лугу?
Растут ли травянистые растения в лесу?
2) Работа в парах на макбуках.
Распределите растения на две группы. (Растения луга и леса.)
Проверка.
Обсудите в паре.
Почему ландыш растет в лесу, но не встречается на лугу, а мать-и-мачеха растет на лугу, но не в лесу?
Вывод: луговые растения светолюбивые, травянистые растения леса более тенелюбивые.
3) Знакомство с растениями луга.
Работа с учебником с.111-113.
Работа в парах. Чтение учебника и проверка выполнения задания.
Почему этому растению люди дали такое необычное название – тысячелистник?
На какое садовое растение похожа фиалка трехцветная?
А как в народе называют фиалку трехцветную? (Анютины глазки)
Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила юношу. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви.
Почему листья донника называют тройчатыми?
А какое еще растение имеет листья тройчатки? (Клевер).
Почему?
Какое другое название есть у клевера?
Среди растений луга можно встретить лютик едкий, который в народе часто называют куриной слепотой. Как вы думаете, почему люди дали этому растению такие необычные названия?
Чтение вывода на с.113.
Физкультминутка.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)Вот ромашка, василек,Медуница, кашка — клевер.Растилается коверИ направо, и налево. (Повороты вправо — влево)Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)Наклоняйтесь до носочков.Раз цветок, два - цветок,А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)Отдохнуть пора дружокМы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
4). Значение лугов в жизни человека.
Картинная галерея.
Картина А. А. Пластова «Сенокос». С.114.
Рассмотрите картину А. А. Пластова «Сенокос».
-Понравилась ли вам картина? Чем?
-Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как?
-На что похожи буйные заросли луговых трав?
Что же дают луга человеку? Как люди их используют?
Луга- это место для заготовки корма для домашних животных.
Знакомство с лекарственными растениями.
А еще на лугу растут лекарственные растения.
С некоторыми мы уже знакомы: это тысячелистник, донник, клевер.
Чтение учебника с.115.
О каких лекарственных растениях вы узнали из учебника?
При лечении каких заболеваний в народной медицине используют эти растения?
Когда растение можно назвать сорняком?
Решение экологической задачи.
Люди с удовольствием отдыхают на лугу, рвут цветы, плетя венки и делая красивые букеты.
Давайте попробуем решить одну экологическую задачу.
«Летом 2 девочки гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый девочка сорвала по 1 доннику. Сколько растений погубили девочки, если известно, что один донник после цветения образует 17000 семян?»
Какие правила поведения необходимо соблюдать на лугу?
Растения, занесенные в Красную Книгу.
Колокольчик Персиколистный
Живокость пунцовая
Кукушник
5. Подведение итога урока.
На какие вопросы вы получили ответ на уроке?
-Какие растения обитают на лугу?
-Как люди используют луга?
-Назовите лекарственные растения. Как их использует человек?
-Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему их надо запомнить?
6. Рефлексия:
Расскажите об уроке, используя начало предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я понял…
Что особенно меня удивило…