интегрированный урок в 1 классе ( ОКМ, чтение , математика) 
Урок в 1 – Б классе  2014 – 2015 уч год
Г.Новосибирск  
МАОУ «Гимназия №11 «Гармония»
Учитель – Улахович Светлана Григорьевна
Тема урока : « Лес – наше богатство»
Тип урока – интегрированный ( ОКМ, чтение, математика)
Цель урока: сформировать у учащихся бережное  отношение к животному и растительному миру  лесов на основе произведения Н.Носова  « В конце таинственного следа…»
 Задачи урока:
 1) создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов и умения определять и показывать данную зону; 
2) - познакомить с видами лесов (тайгой, смешанными, хвойными и лиственными лесами); 
3) - систематизировать знания учащихся о животных леса; 
4) - содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, умение работать с вопросами, развивать умение делать выводы, умение работать в паре;
 5) - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
 6) - закрепление умения решать примеры в   пределах 10, умения решать простые задачи;
7)   -развивать математическую речь и логическое мышление;
 8) - учить оценивать свою деятельность, работу  одноклассников, воспитывать интерес и любовь к математике;
9) - расширять словарный запас;
10). - развивать речь: содействовать развитию , речи, внимания, мышления;
11) - способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;
12) - способствовать воспитанию интереса к чтению, заботе о природе, трудолюбию.
№ слайда ход урока фото слайда
Ну, ребята, чур, молчок! 
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки, 
Чтобы они могли всё видеть,   слышать  и чувствовать
1 слайд Как  называется наша планета?
Какого  цвета наша планета видна из космоса?
Как называют нашу планету космонавты?  
2 слайд Какого цвета на земле больше и почему?
3 слайд Тема нашего урока « Лес – наше богатство» 
4 слайд Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех, 
Игры, конкурсы, забавы
Приглашаю к себе всех!
Я люблю гулять по лесу, 
В лесу хожу я каждый день
Всё в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень
Я – весёлый старичок,
Старичок – Лесовичок!
5 слайд
6 слайд
7 слайд
С какими лесами мы уже познакомились?
Приглашаю вас на урок в котором « смешались» сразу три урока: ОКМ, чтение и математика.
Поэтому нам придется решить сразу три проблемные задачи: 
Внимательно читать текст, 
чтобы закрепить знания о растительном и животном мире леса.
А бережное отношение к природе леса позволит составить интересные математические задачи и решать их
 слайд Николай Сладков 
« В конце таинственного следа» 
Сверху озерко с песчаным пляжем казалось голубым блюдечком с золотой каёмочкой. Не бороздили воду рыбачьи лодки, и не топтали песок грубые ребячьи сапоги. Безлюдно вокруг. А там, где безлюдно, там всегда многоптично и многозверно… ( работа с этими словами)
Чтение детьми своих отрывков ( текст на доске)
Я приходил к озерку смотреть звериные росписи на песке. Кто был, что делал, куда ушёл?
Вот лиса воду лакала, ножки намочила.
Зайчишка на плюшевых лапках проковылял.
А вот след со звериными когтями и утиными перепонками — это выдра из воды вылезла.
Знакомые следы знакомых зверей…
( Читает учитель)
И вдруг следок незнакомый! Бороздки и двоеточия: то ли зверёк, то ли птица, то ли ещё кто? Пересёк след песок и исчез в кустах.
Вот ещё непонятный след — бороздка протянулась из кустов и пропала в траве.
( Читают дети)
Следы, следы: незнакомые следы незнакомых жителей берега.
Кто там..скачет он, ползёт или бежит? Чем покрыто его тело — перьями, шерстью или чешуёй?
Ничего не известно.
И потому интересно….
9 слайд Кого заметил автор в лесу?
Как он относится к жителям леса?
Как вы думаете, автор любит лес и его жителей?
Какими словами автор доказывает свое отношение к животным?
Как автор рассказывает о лисе?  ( В словаре найти толкование слова. Рассуждаем: воду лакала – не пила, не торопилась пить, а пробовала ее на вкус)Как относится к лисе ( ножки промочила – заботливо, как к маленькому ребенку, суффикс ласкательный)
Зайчишка на плюшевых лапках проковылял ( маленький, беззащитный, доверчивый, а лапки как игрушечные)
… след со звериными когтями и утиными перепонками — это выдра из воды вылезла ( вылезла  не торопясь, медленно, как хозяйка)
Перечитайте  еще раз авторское отношение к животным леса. Расскажите как вы представляете дома этих животных. ( рассказы детей)
10 слайд А кто еще живет в лесу? 
11 слайд Давайте теперь вы будете заселять лес  пушистыми, пернатыми, бегающими жильцами.
«Ничего не известно.
И потому интересно….»
ЗАГАДКИ:
- Почему зайца называют косым?
Зайчишка не может повернуть голову и посмотреть назад. Вот и косит глазами на того, от кого убегает
- Как спят летучие мыши?
Вниз головой
- У кого подо льдом дровяной склад?
У бобра
- Какое животное почти всё время проводит под землёй?
Крот
Кровожадный хищник наших лесов?
Волк
Думал кошка. Крикнул: «Брысь!».
Оказалось это рысь
Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Соловей
Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это?
Сова
Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит
Дятел
Кто на ёлке на суку
Счёт ведёт «Ку-ку, ку-ку»?
Кукушка
На каждую загадку – клик мышкой - отгадка
12 слайд Как много собралось жителей леса! Впору обратиться к математике и составить математический рассказ ( задачу) о животном мире леса.
наша задача: сохранить природу целой и невридимой.
13 слайд На какие группы  можно разделить представителей лесного животного мира?
Составьте математический рассказ
Запишем его схемой: кто видит действие  для решения задачи?
Кто сможет решить задачу?
14 слайд Помните на каких словах мы закончили авторский текст?
« Ничего не известно.
И потому интересно.
Потому я и люблю приходить на безлюдный бережок озера, похожего на голубое блюдечко с золотистой каёмочкой.»
За что любит автор мир леса? 
15 слайд После высказывания детей:
Звери всякие важны, звери всякие нужны! Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните! Они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.      
16 слайд 
Я хочу закончить урок именно этими словами, потому, что следующий автор, с которым мы познакомимся – Михаил Иванович Пришвин 
17 слайд А сейчас мы оценим нашу  работу и себя 
Спасибо за урок. Добрых вам друзей, хороших знаний.