«Создание условий для развития нравственного потенциала ребенка через музыкальное творчество»


«Создание условий для развития нравственного потенциала ребенка через музыкальное творчество»
«Человек, ты можешь духовно расти,
только помогая другому быть человеком»

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.
В наши дни затяжной российский политический и социально-экономический кризис усугубился кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической обреченности, «бездомности» и потерянности человека в мире.
Сегодня в новом тысячелетии мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении отечественного педагогического наследия, необходимо оглянуться на пройденный путь. Его изучение определяется необходимостью научного познания прошлых традиций духовно-нравственного воспитания детей, возможностью практического использования этого опыта для анализа и реформирования современной системы воспитания и образования. Великий опыт поколений стучится в сердце... Но нет никакой безвыходности, жива еще вера и надежда человека. Она - в воссоздании законов нравственной жизни, в возрождении духовности в детской среде, в обретении святая святых души человека - голоса совести, в раскрытии положительных человеческих способностей и качеств.
За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников. Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовно-нравственных качеств личности. Глубокая российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети оказались обездоленными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Воспитание рассматривается в Концепции «как первостепенный приоритет в образовании». Правительство России вынесло конкретное решение: «Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности»
Важное положение принятой Правительством Концепции модернизации Российского образования отметил в своем докладе на 10 Международных Рождественских образовательных чтениях министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов; «Мы не должны и не будем слепо копировать какие-то западные модели образования. Мы должны сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности нашего образования.
Государством принят ряд мер (принятие концепций, программ развития и др.) для улучшения создавшейся ситуации, которые распространяются не только на сферу образования, но и на сферу развития художественной культуры. Однако во многом проблемы повышения уровня духовно-нравственного потенциала общества путем обогащения его эстетической культуры решает современная школа.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения напрямую связано с уровнем духовной культуры отдельной личности и общества в целом. В системе образования эстетическое воспитание осуществляется в двух сферах: в урочное и внеурочное время; в школе и в учреждениях дополнительного образования детей (В.И.Смирнов, Ю.И.Бабанский, Б.Т. Лихачев и др.). Эстетическое проникает во все сферы жизнедеятельности человека, как бы пронизывает всю жизнь человеческого общества, поэтому в процессе эстетического воспитания могут быть задействованы все педагогические средства.
Поиски решения обозначенных проблем должны быть направлены на изучение и создание образовательной среды ребенка в начальной школе, на более полное раскрытие и использование педагогических средств нравственно-эстетического становления подрастающего поколения, на насыщение ими внешней и внутренней среды формирующейся личности. Одним из таких педагогических средств выступает искусство. Подтверждением тому служит использование его человеком в образовательном (в широком плане) процессе со времен античности до наших дней.
Воспитание младшего школьника средствами искусства осуществляется разными путями. В первую очередь посредством художественного образования детей в ходе изучения предметов эстетического цикла и в сфере дополнительного образования. Немаловажной тенденцией развития художественно-образовательной деятельности является развитие научной базы системы художественного образования, а также его использование в государственной идеологической политике.
Однако в наши дни отсутствует полная координация в деятельности системы художественного образования, что делает степень ее воздействия на общество, недостаточной, низкой. В сфере общего образования приоритеты остаются за дисциплинами естественно-научного и общественно-научного цикла, а эстетическому блоку отводится второстепенное значение. В сфере специального образования и культурно-досуговой деятельности сокращение финансирования привело к утрате квалифицированных кадров, увеличению стоимости его для обучающихся, что в свою очередь объясняет его низкое качество и сокращение аудитории в этих сферах. Вместе с тем сегодня в государственной образовательной парадигме делается упор на поиск активных способов введения ребенка в мир культуры, а не на количество и содержание учебных предметов. Реализация духовно-нравственных и эстетических начал в подрастающем поколении, а в связи с этим все острее ощущается необходимость интеграции искусства в образовательное пространство начальной школы.
Для успешной интеграции искусства в образовательный процесс школы важно осознание учителем искусства в его триедином значении: цель - средство - результат. В качестве цели искусство в школе понимается нами следующим образом:
Постижение младшими школьниками искусства как сферы деятельности человека: профориентация в сфере искусства; искусство как сфера приложения жизненных сил индивидуума; как сфера преобразования мира по законам красоты.
Формирование и реализация потребности младшего школьника к красоте: приобщение к искусству и культуре; удовлетворение потребности в эстетическом (наслаждении, радости, удовольствии); удовлетворение потребности в творческой деятельности.
Постижение искусства как сферы обогащения и саморазвития личности: развитие эмоционально-чувственной, когнитивной и деятельностной сферы младшего школьника.
Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются  во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка.  Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.
Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и  других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе? Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для  музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа  Учитель (как детоводитель  в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства  прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки  понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные  понятия,  которые несет высокое искусство,  должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.
Цели:
Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий  для раскрытия всех его дарований и на формирование  системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает  интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия  для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.
Задачи:
1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности.
2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.
3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.
4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).
Специфика уроков музыки в начальной школе
1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.
2. В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.
3. Постижение музыкального содержания  школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.
4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.
Принципы построения уроков музыки:
1. Урок  строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам  - природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)
2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева): давать знания по максимуму, а требовать по минимум.
3. Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального творчества.
4. принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает восприятия искусства.
5. Претворение принципа меж предметных связей.
6.  Проблемное развивающее обучение.
7.  Ведущее значение двух видов эвристической деятельности: игровой и импровизированной (игра используется с целью побуждения к творчеству). Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб творчески познавательным установкам, а также превращать их в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования! 8. Мотивирующее отношение к обучению.
Формы работы на уроке
Урок музыки  это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты  в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но  собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению  музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы  как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Помните: дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.
Структура уроков музыки
Уроки музыки предполагают слушание и адекватное замыслу композитора понимание музыкальных произведений, элементарное музицирование (пение и игру на детских музыкальных инструментах) музыкальное творчество (звукоподражательную импровизацию на музыкальных инструментах, сочинение песенок). музыкальное движение (театрализацию). Перечисленные компоненты составляют основу программы по дошкольному музыкальному образованию.
Детское музыкальное творчество
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.
Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому, творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху ( в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления – певческая импровизация у детей предшествует речи!) . В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества.
Задачи уроков музыки как уроков творчества:
1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и соотворческого восприятия искусства.
2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.
3. Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка.
4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем.
5. Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.
Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию (так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.
Воспитание школьников средствами искусства в сфере дополнительного образования.
Детское хоровое воспитание – чрезвычайно важный компонент системы эстетического воспитания. По массивности и демократичности имеет преимущества перед всеми другими видами искусства.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, современная песня в гимназии-школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Гимназия много внимания уделяю привлечению детей к дополнительному образованию. Для развития творческого потенциала школьников в гимназии организована хоровая студия «Созвучие», где обучающимся представилась возможность дополнительно заниматься пением, развивать вокальные навыки. На данный момент в гимназии существует два хоровых коллектива - младший, в котором занимаются все желающие с 1 по 4 класс, и старший - для обучающихся 5-9 классов.
Для особо одаренных детей созданы вокальные группы: «Росинка», «Шалунишки», «Вдохновение», есть возможность заниматься индивидуально сольным пением. У детей есть возможность проявить себя на концертах и конкурсах разного уровня, что, безусловно, мотивирует их к дальнейшему обучению.
Дети хоровой студии являются активными участниками всех школьных мероприятий: это и первые звонки, посвящение в гимназисты, прощание с букварем, прощание с начальной школой, последние звонки, тематические концерты, посвященные Дню старшего поколения, Дню учителя, Дню матери, Дню защитников отечества, Новый год, 8марта, 9 мая и др. Все общешкольные родительские собрания, городские, областные, всероссийские семинары сопровождаются вокальными выступлениями. Также дети выступают и вне школы (Администрации октябрьского района, ТГАСУ). Только за прошлый учебный год 2009-2010, дети приняли участие в 33 мероприятиях и концертах разного уровня.
Литература:
Столяренко С. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/ Д: «Феникс». 2000. - 544с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. -464с.
Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998. - 544с.
П. Томпакова О. М. Книга о русской музыке для детей. Ленинград. Издательство Музыка», 1966. - 92с.
Щуркова Н. Е. Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 112с.