Классный час Повеселим сердечки у русской печки


Классный час "Повеселим сердечки у русской печки» в группе 3.2
Профессия : Мастер общестроительных работ
Цель: 
Обогащение знаний о русских народных обычаях и традициях, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, обучение правилам гостеприимства и культуры общения .
Развитие интереса к выбранной профессии.
Расширение кругозора обучающихся ,пополнение их словарного запаса.
Подготовительная работа:
Беседы: “Профессия русской печи”, сбор материала о способах кладки печей на Руси и в Орловской области , материла па по истории печного дела.
Ход мероприятия
Вступительное слово куратора.
Здравствуйте , дорогие ребята, гости. Мы начинаем классный час, который назовем «Повеселим сердечки у русской печки». Эта тема выбрала не случайно: вы скоро получите диплом , где будет указана ваша профессия. Это прекрасная профессия –«каменщик». Скоро вам предстоит строить различные объекты , делать прекраснее наш любимый город и всю Россию. Может кто-то из вас станет настоящим мастером, который будет класть камины, русские печи. Профессия ваша очень востребована . Я уверена, вы сделали правильный выбор.
Фрагмент песни «Я каменщик». (Видеоролик «Наш Орел. Строительство нового города». Обратимся к прошлому.
Русская печь – настоящая гордость русского народа. Забывать мы стали, что главное в доме – печь. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около 4 тысячелетий? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись! Печь – это часть нашей культуры. Старое надо знать и беречь.
Вот исторический факт. В Киевском университете кафедрой сопромата заведовал один профессор. Он был пожилого возраста и приболел. Когда друг пришел его проведать , хозяин договаривался с мужчиной средних лет о ремонте печи.
Сценка «Мужик и профессор».
Мужичок: ( обучающийся в форме печника).
Ну все договорились. Завтра приду в 7 утра.
Никуда не вздумай уходить Будь готов. Да, и одень костюмчик попроще .
Профессор .( обучающийся интеллигентного вида).
Дома то я буду, а одеваться попроще зачем?
Мужичок:
Как зачем ? Помогать мне будешь. Ну там подсуетишься : подать что , раствор замесить , да за бутылочкой сбегаешь. А можь и еще че понадобится. И ни каких больше делов – времени у меня очень мало .Ну я побежал.
Профессор: ( с удивлением).
Да, в Киеве профессоров много, а вот печник настоящая редкость. Надо приготовиться к его приходу...
Ведущий: 
У печного огня древнее происхождение- у слов «пещера « и «печь» общий корень. С давних времен печь символизировала родной очаг. Вокруг очага люди стали устраивать крышу, возводить стены , а потом и двери, - словом строить дом. А когда в доме появилась первая утварь, очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с оконцами и дверцей. Так получилась печь. На Руси говорили «Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба.»
Обучающийся.
Стихотворение "Русская печь"
Изба крестьянская сиречь,- Сарай, и сени, и дрова, И русская большая печь, Как символ счастья и добра.
Всё начинается от печки, В избе она всему глава. Она накормит и излечит, И не пусты мои слова.
Гурьбой, собрав всех на лежанке, Борщом наваристым дыша… Накормит старших спозаранку, Теплом согреет малыша.
Тут, кости грели старики, Да сказки сказывали внукам, И ловко эдак, как с руки,- Довольны, стар и млад друг другом.
По вечерам, когда метели…. Люд занимался ремеслом, Трудясь, все вместе песни пели.  И в ночь молились перед сном.
Виктор Поживин3796665-871220Тускнеют угли. В полумраке  Прозрачный вьется огонек.  Так плещет на багряном маке Крылом лазурный мотылек.
Видений пестрых вереница Влечет, усталый теша взгляд, И неразгаданные лица Из пепла серого глядят. 
Сообщение обучающихся:
1 обучающися.
Огонь в печи осмыслялся как живое существо. Известен бродячий сюжет о разговоре двух огней. Один из них жалуется другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщает, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Несмотря на то что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей. Например, в Вологодской губернии затапливали ПЕЧЬ, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града. посевы от града. 
2 обучающийся.
Домашний огонь непрерывно поддерживали в ПЕЧИ и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Вытирая «живой огонь» во время эпидемий или эпизоотии, тушили все огни в селении и зажигали новые от живого огня. 
3 обучающийся.
С другой стороны, горение огня в ПЕЧИ может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, направленных против воров, поддерживаемое в ПЕЧИ пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба, ср. украинское «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети.
4 обучающийся. 
Когда кто-нибудь уходил из дома, ПЕЧЬ закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали ПЕЧЬ, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из ПЕЧИ хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен». При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату. 
Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных, чтобы летом они не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи в ПЕЧЬ, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают о случае, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, после чего на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что, когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И, наоборот, в Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

Счастливые русские дети. В печи мать пекла калачи, В печи мать пекла калачи, Вкусней не встречал я на свете. Ты, память, давай не молчи! Как вены, вскрывай свои дали Про то, как на этой печи Мы русские сказки читали. Где нынче та русская печь?.. А там, где и русская речь.
Звучит музыка «От печки» В. Завалохина. Входит Хозяйка, хозяин и ведущий в национальный костюмах с пирогами.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.
Есть в природе нашего народаВечные, особые черты –Не берут ни годы, ни невзгоды,Ни капризы ветреные модыОт души они, от доброты.Гость, войди! Традиций не нарушимС ним чайку всегда попьем.Всем известно русское радушье:Хлебосольство и открытый дом!
Хозяин:
Рады видеть вас у печки,Без нее и дом пустой.В ней и жарить, в ней и парить, И зимой с ней как весной.В старину так говорили:“Печь нам мать родная всем.На печи все красно лето,У печи и сплю и ем”.
Виктор ПоживинНа Руси уж так идёт
    Что талантливый народ
    Сам себе и жнец, и швец
    И на дудочке игрец.
Дорогих гостей встречаем
    Круглым пышным караваем
    Он на блюде расписном
    С белоснежным рушником.
Все вместе:
     Пироги мы Вам подносим
     Поклонясь , отведать просим.
Ведущий: Русские печи были в банях. Процесс купания проходил  так. Из разогретой печи удаляли угли, пол хорошо подметали и устилали соломой, ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали водой свод печи, от чего в ней резко увеличивалась температура и повышалась влажность. Ну, а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им.
Хозяйка: Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна иметь большую боковую поверхность. Кроме, того посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачем. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.

Хозяин: А какие угощения дарит нам печь! Каша, щи, пироги самые румяные! Вот собрались сегодня у нашей печки гости старинные песни послушать, умение свое показать.
Ведущий (загадывает загадки): “Не бык, а бодает, не ест, а хватает” (ухват), “Конь черен – в огне проверен” (кочерга).
Рассказы для посиделок с чаепитием .
Про то, как нельзя обижать печников
        Давным - давно, когда многих из нас и на свете еще не было, а именно, перед революцией в России, люди тоже строились, как и в нынешние времена.
        Хорошие мастера и по тем временам очень ценились и к ним клиенты в очередь стояли. В одной губернии шла слава про мастера печника, который клал такие печи, что были выше всех похвал.
        Один богатый, но весьма жадный мужик прослышал про того печника. Пригласил к себе и попросил сложить в новой избе русскую печь. Договорились о цене, мастер получил задаток, закупил материал.
4253865-664845        Через неделю печник приступил к работе. Клал печь на совесть. Работа шла споро, хотя помощников у печника не было. Кирпич к кирпичику, все по уровню, каждый шов как на картинке.
        Долго ли коротко, а работа близилась к своему завершению. И начала тут богатого, да жадного мужика, жаба мучать. Жалко ему стало деньги большие за работу отдавать. Ночами не спит, ворочается, думает, как бы мастеру денег поменьше отдать.
        И, вот, когда печник сказал, что на завтрашний день печка будет готова, и надо будет расплачиваться, то хозяин помрачнел. Глядя куда то в сторону, он заявил, что работа ему не нравится, что он не ожидал от такого мастера получить такую неважную печку. Короче, не стоит эта печка тех денег, о которых договаривались.
        На замечание печника, что уговор дороже денег, начал кричать и ногами топать.
        Ничего не стал больше печник говорить, лишь сказал, что завтра протопит печку и сдаст свою работу.
        На следующий день печник все доделал, убрал мусор и инструмент, протопил печку.
        Тяга была отменной, дом нагрелся отлично. Дыма в избе не было ни капельки.
        Хозяин, отвернувшись в сторону, отсчитал денег половину от того, что должен был отдать.
Печник ушел не попрощавшись
3653790-220980        Все многочисленное семейство хозяина тотчас же перебралось в покои, отметило завершение работ и расположилось на ночевку.
        Проснулись домочадцы часа в четыре утра от страшного скрежета в избе. Казалось, что со всего деревенского погоста собрались мертвецы и скрежещут зубами на чердаке. Хозяин взял керосиновую лампу, залез на чердак, обошел все углы и закоулки, но ничего не нашел. Выйдя из избы, он обошел вокруг нее, оглядел всю крышу, но так ничего и не заметил.
        Когда мужик вернулся домой, то там было тихо. Но тот же самый скрежет повторился и на следующую ночь и еще раз и еще. Семья хотя и не была суеверной, тем не менее, пригласили сначала бабку, которая поворожила в избе, но не добилась никакого результата, затем съездили в соседнюю деревню за попом, но и после того, как батюшка освятил избу, скрежет зубовный по ночам продолжался.
        И тогда до мужика дошло, что это какая-то проделка печника. Делать нечего, пришлось ехать за мастеровым. После долгих уговоров и просьб, больших денег и, самое главное, хорошего магарыча, то бишь угощения с возлияниями, печник нехотя согласился посмотреть, что же можно сделать, чтобы не нарушать ночного покоя отчаявшегося просителя.
        Прибыв на место, печник долго лазал по печи и вокруг, заглядывал в устье и под загнеток, двигал задвижку, курил махорку, качал головою и разводил руками. В конце концов, залез с молотком на чердак, долго там что-то выстукивал, потом спустился вниз, испил пенистого квасу, услужливо поданного хозяином, вытер руки и стал прощаться с ним.
        На вопрос о дальнейшей судьбе злополучного клиента он подошел к печи, открыл заслонку, что-то прошептал, сказал, что все будет в порядке и уехал.
        Наступившую ночь домочадцы встретили, затаив дыхание. Они прислушивались к малейшим звукам, доносившимся из сеней, печи, с чердака. Но ничего не происходило, лишь под полом шуршали мыши, да в курятнике соседского сарая немного покудахтали чем-то потревоженные куры.
        С той поры покоя в избе никакие потусторонние силы не нарушали. Жители деревеньки, наслышанные о злоключениях горемычного мужика, спрашивали у него о последствиях визита печника. Мужик разводил руками и говорил, что напасть прошла, а почему прошла, то ему неведомо.
        Лишь перед своей смертью мастеровой-печник проговорился, как он отомстил своему заказчику.
        В последний день работы, когда он убедился в паскудности своего клиента и в том, что если он не закончит кладку печи, то вообще не получит ни копейки, то под видом устранения недоделок, залез на чердак, вынул из трубы кирпич, достал из своего инструмента приготовленный для подобного случая пузырек. В этот, наглухо закупоренный пузырек, была налита ртуть и насыпаны грамофонные иголки.
        Вставив этот пузырек в дымоход, и, замуровав его снаружи, мастеровой добился того, что ртуть при нагреве печи тоже нагревалась. При охлаждении она перемещалась внутри пузырька и передвигала грамофонные иглы, которые скреблись о стекло, а поскольку канал дымохода очень хорошо передавал звук, то скрежет разносился по всей избе через устье печи.
        После вторичного прихода и униженных просьб мужика-заказчика оставалось всего-навсего вынуть пузырек, вставить кирпич на место, чтобы прекратить мучения жильцов-страдальцев.
        Мораль - не экономь на копейках, за сколько договорились что сделать, столько и плати!
Ученик:
Славится он первым на селеСтавится он первым на столе,Ветер его холит, холят его степи,Он лежит сейчас парной,Сытный, белый и ржаной,Выбирай, тебе какой!
Ведущий: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе. Но ведь его выпекают в русской печи. Еще говорили такие слова: “Хлеб всей жизни голова”.
Ученик: Ух, и много в старину про хлеб поговорок сложили, их и теперь все знают:”Худ обед, коли хлебе нет”, “Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом”.
Ведущий: А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе и русской печи?
Хозяйка.
А сколько видов каш готовили русские крестьянки в печи. Что это за каши такие? (Были каши царские, а были простые крестьянские. Наверное, слыхивали про тюрю. Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас или воду, покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить растительное масло и соль. И такая каша была просто незаменима в сенокосную пору. Старина возрождается. И теперь в городских столичных бистро можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку.
Хозяйка поет частушки:
На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки.Так пропоем же под чаекЧайные частушки!В пляске не жалей ботинки,Предлагай-ка чай друзьям,Если в чашке есть чаинки,Значит, письма пишут нам.Самовар блестит кипя,Чай в нем пенится.Погляди-ка на себя –Ну и отраженьице.Подавай мне чашку чая,Ведь люблю я русский чай.В чае я души не чаю,Наливай душистый чай.
Ученик: В 1638 году состоялось первое в России, когда испробовали этот напиток, то оказалось, “питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусное”. В 1638 году русский боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русого царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов и собольих мехов лежали аккуратные свертки с непонятною травой. А это что такое? – с обидой спросил хана русский боярин, показывая брезгливо на свертки. – Мой самый дорогой подарок русскому царю, - ответил монгольский правитель, улыбаясь. Стремясь избавиться от бесполезного груза, посол хотел выбросить все до единого пакета с чаем, но, помня слова хана о дорогом подарке, не сделал этого. Так среди прочих даров попал чай в Москву. Отведав неведомое питье, государь вытер парчовым рукавом густую бороду и молвил: “Еще!”.
Ученик: В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики. Милости просим на наше чаепитие.
Исполняется песня «От печки».
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2.
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. 
История русской печи. Адрес доступа: http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_vitalevich_simonov/kaminiy_i_pechi_viybor_dizayin_stroitelstvo/read_ online.html?page=1
История русской печи. 2011. Адрес доступа: http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi/
Майничева А. Ю. История русской печи. Адрес доступа: http://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html  
Майничева А. Ю. Печи сибиряков-старожилов. Адрес доступа: http://pechka.su/history/siberian.htm
Ода Русской печи. http://www.istorya.ru/forum/?showtopic=1978
Русская печь в крестьянской избе. Адрес доступа: http://pechka.su/history/peon.htm
Самые первые печи. Адрес доступа: http://banbas.ru/fireplaces/interestingly/articles/32/view/86/
Смиников В. Русская печь. М.: изд-во Современник, 1977.
Федоров Г.Я. Русская печь. М.: изд-во Эксмо, 2005.