Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»
Автор: учитель начальных классов МОУ «СОШ №2 г. Коряжмы» Софронова И. С.
Беседа для родителей «Способы эффективного запоминания таблицы умножения»
Родителям в какой – то момент приходится столкнуться с одной очень непростой проблемой: как помочь ребёнку выучить таблицу умножения. Существует множество различных способов, помогающих детям запомнить таблицу Пифагора.
Необходимо объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5x8=40).
В процессе изучения таблицы умножения должен обязательно присутствовать элемент игры, он необходим для детей! Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о трудностях. Одно из правил запоминания гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если вы сможете пробудить интерес ребенка к умножению, вы уже сделаете половину дела! Одной из игр изучения таблицы умножения, является игра в карточки. Необходимо распечатать уже готовые карточки с примерами и ответами. Суть этой игровой таблицы умножения заключается в том, что ребенок в случайном порядке вытягивает карточку из стопки и видит на каждой карточке пример умножения без ответа (например, 7x7=? или 3x8=?). Если он дает правильный ответ, то карточка «выходит из игры», а если ответ неверен, то карточка возвращается в самый низ стопки, и может быть вытянута снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки, то есть пока ребенок не даст правильный ответ на все примеры. Когда карточек остается мало, как правило, это трудные примеры, которые ребенок уже пытался решить, то путем повторения они достаточно легко запоминаются, особенно когда в процессе игры у ребенка появляется азарт. Эту игру иногда называют «тренажер таблицы умножения». Весь игровой процесс можно проводить этапами, в зависимости от выученного материала. Например, можно начать свой домашний урок с карточек «таблица умножение на 2», а потом разбавлять их новыми выученными примерами. Карточки для запоминания таблицы умножения являются наиболее простым и эффективным способом для её заучивания.
Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5x4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2x3=6).
Если вы только начали изучать с ребёнком таблицу умножения, то можно сразу объясните ребенку наиболее простые примеры из таблицы, которые он сможет решить без каких-либо проблем:
А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.
Б) Умножение на 10, это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.
Выучив таблицу умножения на 1 и на 10, ребенок должен понять, что он теперь знает все крайние столбцы и строки таблицы.
В) Таблицу умножения на 2 дети запоминают довольно легко. Умножение на 2 равнозначно простому сложению двух одинаковых чисел.
Г) Таблица умножения на 5 обычно дается просто. Интуитивно ребенку становится понятно, что все значения этого умножения расположены через 5 друг от друга и заканчиваются либо на 5, либо на 0. Все четные числа, умноженные на 5, всегда оканчиваются на ноль, а нечетные – оканчиваются на 5.
После того, как ваш ребенок освоил самые простые значения таблицы умножения, можно приступать к более сложным множителям. Тут важно использовать приёмы эффективного запоминания: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проверочные задачки.
Приём последовательного сложения. В первую очередь следует разъяснить ученику суть действия умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Приём последовательного сложения одинаковых слагаемых является основным приёмом получения результатов табличного умножения и удобен даже при вычислениях табличных случаев умножения чисел 7, 8, 9, при небольших значениях второго множителя. 9Х2=9+9
Перемена множителей (приём взаимосвязанной пары: 2х6, 6х2, 12:2, 12:6). При хорошем понимании правила перестановки множителей ребёнок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Ребенку нужно объяснить и показать, почему вторая строка и второй столбец таблицы Пифагора содержат одни и те же числа, ровно, как и 3-я строка и 3-й столбец. Противоположное умножению действие – деление, как в сложении – вычитание. 12:2=6, 12:6=2
Квадраты чисел. Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто.
Приём счёта двойками, тройками, пятёрками (2, 4, 6, .20), (3, 6, 930), (5, 10, 15, 20.50) При хорошем усвоении таких способов счёта ребёнку будет легко освоить таблицы умножения чисел 2, 3, 5. Знание этого базового объема табличных случаев поможет ребёнку при освоении более сложных случаев.
Приём прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата) Данный приём используется в том случае, если ребёнок смог выучить хотя бы несколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3 – 4 первых самых лёгких случая или 2 – 3 наиболее запоминающихся случая. Например, случай 6х7 является одним из наиболее плохо запоминающимся. В то же время случаи 6х6 и 6х8 наиболее легко запоминаются из этой таблицы. Запомнив результат 6х6=36, ребёнок может использовать приём прибавления 6 к предыдущему результату для получения значения случая 6х7, 36+7=42. Запомнив случай 6х8, ребёнок использует приём вычитания 6 из его результата 48-6=42
Приём запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание одного множителя. Обратите внимание детей, что в таблице есть закономерность: при увеличении одного из множителей увеличивается и результат. Напишите на листочке таблицу умножения на 6: 1х6=6, 2х6=12, 3х6=18, ?х6=24 Сможет ли ребёнок вставить следующее число? Дальше можно усложнить: пропустить сразу несколько множителей: 1х6, 2х6, ?х6, 4х6, ?х6
Приём чтения записей действия умножения. Для осознанного применения этого приёма необходимо хорошее понимание смысла действия умножения и смысла каждого множителя в записи действия умножения. Сколько есть способов, чтобы прочитать запись 6х7? (шестью семь, взяли семь раз по шесть, сумма семи шестёрок, шесть увеличили в семь раз, произведение шести и семи)
Таким образом, всего за несколько уроков вся таблица умножения может быть легко и быстро выучена! Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы и приёмы.