МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: “Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции”


Урюпинский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”
Согласованно
ГБУЗ Урюпинская ЦРБ им. В.Ф. Жогова
______________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: “Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции”
Разработчик:
Першикова Н.С., преподаватель высшей квалификационной категории
Зотьева Ю.В., заведующий практикой
Горбачева И.В., мастер производственного обучения
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании УМО №2
(протокол № ___ , дата_________ )
Председатель УМО __________
(подпись)
_____________________
(ФИО)
«____» ___________ 20___ г.
Урюпинск, 2016
Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции: Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия / Ю.В. Зотьева, И.В. Горбачева, Н.С. Першикова, - Урюпинск: Урюпинский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”, 2016.- 15 с.
Рассмотрено и утверждено на заседании УМО № 2 Рассмотрено и утверждено
на заседании Методического совета
Урюпинского филиала ГАПОУ
“Волгоградский медицинский колледж”
Протокол № от ________20__ Протокол № от _____________20___
Председатель:
Самохина Е.А.______ Председатель: начальник учебного отдела
Кривоногова А.А._______
Рецензенты:
Еркова Т.В., главная медицинская сестра ГБУЗ Урюпинская ЦРБ им. В.Ф. Жогова.
ББК 53.54
Методическая разработка предназначена для проведения открытого внеаудиторного мероприятия на тему “Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции” со студентами групп нового набора Урюпинского филиала ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”, учащимися образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск с целью расширения здоровье сберегающего пространства молодежи.
Рецензия
на материал, используемый для проведения открытого внеаудиторного мероприятия
по теме
“Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции”
Одна из главных задач государства и общества - обеспечение здоровья нации. ВИЧ не является только медицинской проблемой. Его распространение, затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас. Взгляд на эпидемию как на проблему асоциальных людей (проститутки, гомосексуалисты, наркоманы) отошли в прошлое. В настоящее время ВИЧ-инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисленные к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.
ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).
От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.
Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание.
ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.
Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.
Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ является просвещение населения.
Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах, и которое может помочь населению противостоять этой болезни.
 Именно поэтому профилактическая работа среди подростков приобретает первостепенное значение. Волонтерская деятельность студентов медицинского колледжа в этом направлении является весьма актуальной и продуктивной, так как позволяет молодежи задуматься об осознанном отношении к своему здоровью и поведению в связи, с чем распространение ВИЧ может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.
Рецензент: ___________Еркова Т.В., главная медицинская сестра ГБУЗ Урюпинская ЦРБ им. В.Ф. Жогова.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков - одна из сторон чрезвычайно важной задачи сохранения репродуктивного здоровья несовершеннолетних. Существует ряд фактов, которые сигнализируют о поспешности, неосознанности, небезопасности сексуального поведения подростков. При высоком интересе к этой сфере жизни большинство подростков не имеют опыта доверительного общения со взрослыми на эту тему, не знают основ юридической, медицинской, психологической безопасности, не понимают реальных опасностей, связанных с сексуальными отношениями, не всегда могут отделить достоверную информацию от ложной, не обладают достаточным житейским опытом для самостоятельного принятия ответственных решений в случае возникновения потенциально рискованных ситуаций. Таким образом, существует потребность в создании возможностей для подростков получить достоверную, значимую, полезную информацию, способствующую профилактике заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем.
Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних в образовательной среде закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах, таких как: Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30,03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)»; Федеральный закон от 21,11.2011 JVs 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897); Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. Ms 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р; Письмо Минобрнауки России от 06.10.2005 № АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 №0100/8129-05-32 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».
Предлагаемое занятие представляет собой вариант внеурочного мероприятия, направленного на профилактику распространения ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем. Занятие рассчитано на возрастную аудиторию от 14 лет и старше. Оно носит внеучебный характер, предполагает добровольное участие и не может быть предметом оценивания подростка.
Помимо этого, данное мероприятие позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов. А именно:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
- ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – профилактическая деятельность, в том числе профессиональными (ПК) компетенциями:
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
Оснащение:
мультимедийное сопровождение (презентация на тему “Что ты знаешь о ВИЧ-инфекции”),
видеоролик “Стоп СПИД”,
видеоролик “ВИЧ”,
анкета для определения качества проведения занятия (приложение 2)
Методическая цель - продемонстрировать:
Технологию сотрудничества;
Эффективность применения в образовательном процессе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий);
Максимальное приближение ситуации к условиям профессиональной деятельности;
ИКТ с позиции здоровье сберегающей технологии.
Цель:
Познакомить подростков с основными современными сведениями, относящимися к мерам профилактики ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП);
Способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью, поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска ВИЧ-инфицирования, и непредвзятого положительного отношения к людям, живущим с ВИЧ.
Задачи:
Познакомить подростков с путями передачи ВИЧ и основными факторами, способствующими распространению ВИЧ-инфекции и других инфекций, передаваемых половым путем;
Дать сведения об основных методах профилактики ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем;
Обеспечить подросткам реальный опыт открытого обсуждения со взрослыми вопросов, связанных с ответственным и безопасным поведением, сохранением репродуктивного здоровья и непредвзятым отношением к людям, живущим с ВИЧ.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Этап Содержание этапа Задачи и ожидаемые результаты
Организация начала занятия (5 минут) Приветствие участников. Вступительное слово преподавателя. Озвучивание временного регламента и правил: добровольное участие, безоценочностъ, диалогический характер занятия (возможность задавать любые вопросы, относящиеся к тематике занятия), конфиденциальность высказываний участников (неразглашение содержания персональных высказываний, вопросов и комментариев подростков, посетивших занятие). Создание рабочей атмосферы. Обеспечение соблюдения этических норм проведения профилактического занятия. Подготовка участников к доверительному диалогу.
Постановка
проблемы
(10-15
минут) Актуализация темы занятия, освещение основных проблем, связанных с продолжающейся эпидемией ВИЧ.
«Почему мы сегодня говорим о ВИЧ и СПИДе?»
а) каждый год в России инфицируется ВИЧ все большее число людей (по официальным данным к концу 2016 года в России было выявлено около 1 млн. случаев ВИЧ-инфекции; в течение 2016 года в среднем ежедневно инфицировалось ВИЧ 255 человека и умирало от разных причин 75 человек, живущих с ВИЧ);
б) ВИЧ может коснуться каждого (инфицирование может произойти при сексуальном контакте, при использовании нестерильных медицинских инструментов, переливании крови, употреблении наркотиков инъекционным путем и др.);
в) ВИЧ может долго (до 10 лет) никак не проявляться, и человек, живущий ВИЧ, может не знать, что в его организме есть ВИЧ.
«Что мы знаем о ВИЧ и СПИДе?».
а) ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, одна из инфекций, передаваемых половым путем (ИПГТП);
б) СПИД-это синдром приобретенного иммунодефицита.
Без лечения ВИЧ в течение 5-10 лет переходит в стадию СПИДа, и человек с сильно ослабленным иммунитетом может умереть от туберкулеза, пневмонии, раковых и других заболеваний;
в) Кроме ВИЧ известно около 40 других ИППП, среди которых сифилис, гонорея, трихомониаз и другие. Некоторые ИППП - хламидии, вирус простого герпеса, вирус папилломы человека - могут протекать бессимптомно. Их позднее лечение может оказаться неэффективным: нелеченые ИППП могут привести к бесплодию.
ВИЧ и СПИД -это серьезная проблема во всем мире. В борьбе с ней участвуют многие известные люди: актеры, музыканты, певцы и певицы.
Предоставляются Вашему вниманию видеоролики “Стоп СПИД”, “ВИЧ”. Формирование понимания актуальности проблемы в силу высокой
распространенности ВИЧ и безответственного поведения.
Разъяснение ключевых понятий ВИЧ, СПИД, ИППП.
Создание мотивации для просмотра видеофильма и восприятия последующей информации.
Просмотр видеороликов (20 минут) Все участники занятия смотрят видеоролики. По окончании просмотра на экране указываются ссылки на полезные ресурсы (официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа (раздел для молодежи). Создание возможности для подростков в безопасной и безоценочной атмосфере ознакомиться с информацией о ВИЧ- инфекции: способах передачи, методах профилактики, процедуре, содержании и значении тестирования на ВИЧ, возможностях терапии для сохранения качества жизни при ВИЧ- инфекции и о непредвзятом человечном отношении к людям, живущим с ВИЧ.
Дискуссия
(15-20
минут) Обсуждение роликов. Организация дискуссии.
Вопросы:
Каково впечатление от видеоролика?
Что нового вы узнали?
Что из сказанного в видеоролике показалось вам' самым важным?
Считаете ли вы, что проблема инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ- инфекции в частности может иметь какое-то отношение лично к вам и почему?
Какие меры профилактики ИППП и ВИЧ- инфекции в частности вы считаете самыми вахты ми?
Почему ВИЧ - не преграда для совместной учебы, работы, времяпровождения, дружбы?
Что еще вы бы хотели узнать?
Какие вопросы вы бы задали, если были бы участниками диалога, представленного в видеоролике?
Считаете ли вы важным проводить подобные беседы о здоровье, межличностных отношениях?
В ходе дискуссии происходит повторение и
обобщение ключевой информации о ВИЧ, которая
приводится в Приложении 1. Обеспечение реального опыта безопасного безоценочного диалога подростков и взрослого об ответственном и безопасном поведении в целях недопущения инфицирования ВИЧ и другими ИППП. Получение обратной связи от участников занятия.
Создание для подростков возможности высказаться и услышать мнения ровесников по обсуждаемой тематике.
Закрепление информации о ВИЧ. Повышение мотивации подростков к здоровому образу жизни и осознанному и бережному отношению к себе, собственному здоровью, ответственному и
Организация завершения занятия (2 минуты) Выражение благодарности присутствующим за участие в мероприятии.
По желанию обучающиеся могут написать на заранее заготовленных листочках свое мнение о мероприятии. Формальное завершение занятия.
Приложение 1.
Ключевая информация о ВИЧ и СПИДе ВИЧ и СПИД:ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека - поражает только человеческий организм,
У человека, инфицированного ВИЧ, долгое время (до нескольких лет) может не проявляться никаких симптомов заболевания. ВИЧ разрушает иммунную систему человека постепенно и со временем (у большинства людей через 5-10 лет) вызывает состояние, которое называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. СПИД проявляется по-разному. У одних людей наблюдаются инфекции верхних дыхательных путей, у других - онкологические заболевания и кожные инфекции. Часто на фоне СПИДа люди заболевают туберкулезом.
ВИЧ передается только тремя путями:
через инфицированную кровь (при переливании крови, использовании нестерильных игл, шприцев и других колющих или режущих инструментов),
половым путем во время незащищенного (без презерватива) сексуального контакта
от ВИЧ-инфицированной матери ребенку (во время беременности, родов и при грудном вскармливании).
С момента инфицирования человек может передавать вирус другим.
ВИЧ не передается:
при чихании, кашле, поцелуях (через слюну); при рукопожатии и объятиях; через пот и слезы; при совместном пользовании ванной, туалетом, бассейном; через общую посуду, еду и напитки, а также через укусы насекомых.
Факторы риска инфицирования ВИЧ и других ИППП:
незащищенные (без презерватива) сексуальные контакты;
употребление инъекционных наркотиков;
использование нестерильных медицинских инструментов.
Вероятность незащищенного сексуального контакта и, следовательно, инфицирования ВИЧ и другими ИППП выше при раннем начале сексуальной жизни, при частой смене партнеров, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Защитить себя от ВИЧ можно, если:
воздержаться от сексуальных контактов,
иметь одного верного неинфицированного партнера и сохранять ему верность,
использовать презерватив при каждом половом контакте;
не употреблять инъекционные наркотики;
не пользоваться чужой бритвой, зубной щеткой, маникюрными принадлежностями;
использовать только стерильные иглы, шприцы и другие колющие и режущие предметы.
Почему важно тестироваться на ВИЧ:
В течение многих лет ВИЧ протекает бессимптомно и внешне никак не проявляется. Поэтому человек может не знать, что у него ВИЧ, и инфицировать других. Если при тестировании обнаружен ВИЧ, то назначается лечение, которое позволяет сохранить здоровье, хорошее самочувствие и работоспособность на долгие годы.
Тестирование на ВИЧ необходимо в случае:
сексуального контакта без презерватива,
употребления инъекционных наркотиков,
использования нестерильных медицинских инструментов,
переливания крови,
подготовке к госпитализации.
Тестирование на ВИЧ можно пройти в поликлинике, центре СПИД, лаборатории.
Обычный тест на ВИЧ (ИФА) или экспресс-тест можно использовать спустя 3-6 месяцев после возможного инфицирования (к этому времени в организме вырабатываются антитела, которые тест выявляет). Специальный тест ПЦР, который определяет присутствие в крови белков ВИЧ, можно пройти спустя десять дней после вероятного заражения. Диагноз ВИЧ- инфекция ставится только после двух тестов, показавших наличие вируса (антител к вирусу).
Лечении при ВИЧ
Людям, живущим с ВИЧ, назначают антиретровирусные (АРВ) препараты, которые подавляют размножение вируса в организме и поддерживают иммунитет. В случае, если тестирование выявило ВИЧ, необходимо своевременно начать лечение и не прерывать его ни на день. При правильном лечении ВИЧ-инфекция - это хроническое заболевание, с которым можно жить долгие годы.
Жизнь с ВИЧ
Люди, живущие с ВИЧ, могут иметь здоровых детей. Чтобы вирус не передался ребенку, ВИЧ-инфицированной беременной женщине назначают APB-препараты, такие же лекарства дают новорожденному, а грудное молоко заменяют молочными смесями.
Люди, живущие с ВИЧ, пользуются всеми правами, что и все остальные люди. Они могут работать, учиться, получать медицинскую помощь так же, как и другие граждане.
Статистические данные о ВИЧ в России и в мире
По данным Федерального Центра СПИД с 1987 г. по 31.12.2015 в Российской Федерации было зарегистрировано 1006388 случаев ВИЧ. В течение 2015 г. было выявлено 93188 новых случаев ВИЧ-инфекции и 27564 человека, живущих с ВИЧ, умерли по разным причинам. В 53,6% новых случаев ВИЧ инфицирование произошло при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, в 45,5% - при сексуальных контактах, в 0,9% - во время беременности, родах, грудном вскармливании*.
По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИДу (ЮНЭЙДС) в конце 2014 г, в всем мире жили с ВИЧ 36,9 миллиона человек. В течение 2014 г. 2 миллиона человек заразилось ВИЧ и 1,2 миллиона человек умерло от болезней, связанных с СПИДом**.
Международный день памяти людей, умерших от СПИДа
Отмечается каждое третье воскресенье мая. Впервые он был организован в США в г. Сан- Франциско в 1983 г, С тех пор этот день отмечается по всему миру, чтобы почтить память умерших и выразить поддержку людям, живущим с ВИЧ. В этот день устраиваются шествия со свечами, панихиды, теле- и радиопрограммы, благотворительные концерты, просветительские акции, художественные выставки, посвященные проблеме ВИЧ и СПИДа.
Всемирный день борьбы со СПИДом
Отмечается I декабря. Впервые этот день отмечался в 1988 г. по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целю привлечения внимания широкой общественности к проблеме ВИЧ и СПИДа.
Красная ленточка
В 1991 году американский художник Франк Мур создал красную ленточку - символ надежды, объединяющий людей в борьбе со СПИДом. В том же году на концерте, посвященном памяти Фредди Меркьюри, солиста группы Queen умершего от СПИДа, более 70 тысяч поклонников артиста прикрепили к одежде красную ленточку. С тех пор красную ленточку стали использовать по всему миру, чтобы показать свое неравнодушие к проблеме ВРИ и СПИДа.
Приложение 2.
Анкета
Уважаемые студенты/ учащиеся!
Анкета проводится с целью получения информации относительно Ваших знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Просим Вас серьёзно и внимательно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы!
Анкета проводится анонимно,
Инструкция: Отвечая на вопросы анкеты, поставьте галочку в квадрате напротив выбранного варианта ответа. В некоторых вопросах можно выбрать несколько вариантов ответа. Анкета также содержит открытые вопросы, отвечая на которые Вам необходимо самостоятельно сформулировать ответы.
Ваш возраст: _________________ , курс/класс _______
Пол: Мужской Женский
ВИЧ-инфекция и СПИД – одно и тоже?
да не знаю
нет, потому что _______________________________________________________________________

Лечиться ли ВИЧ-инфекция?
да нет не знаю
Можно ли по внешнему виду определить человека, заражённого ВИЧ-инфекцией?
да нет не знаю
Назовите основные пути передачи ВИЧ-инфекции: - _________________________________;
- _______________________________________; - ___________________________________________;
- _______________________________________; - ___________________________________________.
Через какой промежуток времени с момента предполагаемого заражения следует обращаться по поводу обследования на ВИЧ- инфекцию?
через несколько дней
через месяц
через три месяца
не знаю
Отметьте варианты возможного заражения ВИЧ- инфекцией:
при разговоре, при чихании; драка с ВИЧ–инфицированным;
через одежду и постельное бельё; переливание крови;
при общем использовании нестерильных шприцев; уход за больным СПИДом;
незащищённый половой контакт; от матери к ребёнку при кормлении грудью;
через укусы насекомых и животных; при поцелуе;
при совместном употреблении продуктов питания, воды; в бассейне, бане

Знаете ли Вы, где можно пройти анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию? Укажите, где.
да: __________________________________________________________ нет

Сдавали ли Вы когда-нибудь тест на ВИЧ-инфекцию?
да нет

Хотели ли бы Вы сдать тест на ВИЧ-инфекцию?
да нет
Если да, что Вам мешает?
не знаю, где боюсь
_____________________________________________________________________________
Можно ли избежать заражения ВИЧ-инфекцией?
да нет не знаю
Допускаете ли Вы для себя возможность заражения ВИЧ-инфекцией?
да нет не знаю
Если на данный момент результат анализа на ВИЧ-инфекцию отрицательный, можете ли Вы на 100% быть уверены, что у Вас нет ВИЧ?
да нет
Предохраняют ли презервативы от заражения ВИЧ-инфекцией?
да нет
Как Вы считаете, можно ли полноценно жить с ВИЧ-инфекцией?
да нет
Может ли ВИЧ-инфицированная женщина родить здорового ребёнка?
да нет
Если друг или сосед окажется ВИЧ-инфицированным, Вы будете продолжать общаться с ним?
да нет

Как Вы считаете, нужно ли изолировать от общества ВИЧ-положительных людей, больных СПИДом?
да нет
Важна ли для Вас информация по проблеме ВИЧ-инфекции/СПИДа?
да нет
Из каких источников Вы знаете о проблеме ВИЧ-инфекции/СПИде?
СМИ
семья
школа / образовательное учреждение
медицинские работники
другое _____________________________________________________________________________
В каком мероприятии Вы хотели бы принять участие?
лекции, круглые столы о профилактике и лечении ВИЧ/СПИДа
конкурсы социальной рекламы
конференции по проблеме ВИЧ/СПИДа (история вопроса, способы передачи, механизмы инфицирования и др.)
занятия по формированию толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям
тестирование на ВИЧ-инфекцию
благотворительная акция
другое _____________________________________________________________________________
Как Вы оцениваете ситуацию по ВИЧ-инфекции в России?
благополучная неблагополучная не задумывался(лась)
Благодарим за участие!
ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список использованной литературы.
Белозеров Е.С. и соавт. Иммунодефицитные состояния.Алма-Ата, 2011,118с.
Белозеров Е.С., Джасыбаева Т.С. Социально-экологические аспекты здоровья человека. Алма-Ата, 2013,220 с.
Белозеров Е.С., Змушко Е.И. ВИЧ-инфекция.  Изд-во «Питер» (Второе издание). СПб.-2016. – 363 с.
Змушко Е.И. и соавт. Некоторые аспекты диагностики ВИЧ-инфекции // Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции - СПб-2015, с.73-74.
Квинн Т.С. Глобальное бремя ВИЧ-пандемии //СПИД инфосвязь – М.,2007. –1 –15с.
Покровский В.В. и соавт. Передача ВИЧ от ребенка к матери во воремя кормления грудь. //ЖМЭИ, 2010, №3, с.23-26
http://ru.wikipedia.org– Электронная энциклопедия Википедия
www.who.int/ru/- Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения