Тема урока: «Отделка поясных изделий»


6 класс
Тема раздела: «Технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства»
Тема урока: «Отделка поясных изделий»
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению технологии отделки поясных изделий вышивкой бисером
Задачи:
Обучающая:
- показать многообразие форм и технологий изготовления видов отделки;
- систематизировать знания учащихся по теме;
Развивающая:
- научить украшать поясную одежду бисером;
- развивать методику работы рук;
- умение самостоятельно применять полученные знания;
Воспитательная:
- способствовать воспитание самостоятельности;
- прививать навыки культуры труда;
- художественный вкус, чувство прекрасного;
- аккуратность при выполнении работы.
Методы обучения:
Словесные
* рассказ – небольшой доклад об истории о бисере, приготовленный самостоятельно учащимися;
* эвристическая беседа – ученики самостоятельно обобщают факты;
* словесный инструктаж – по технике безопасности при работе с иглой, перед началом практической работы учащихся.
Наглядные
* демонстрация отделки поясных изделий;
* учебная демонстрация натуральных объектов – вышитые бисером изделия;
* демонстрация приемов работы (показ трудовых действий).
Практические
*учебно-практическая работа (выполнение монограммы бисером).
Формы обучения
- индивидуальная – выполнение практической работы, составление именной монограммы;
- фронтальная – работа со всем классом одновременно.
Объект труда – бисер
Межпредметные связи:
Русский язык – новые термины (монограмма, вензель)
История – происхождение бисера, возникновение и развитие вышивки бисером
География – страны изготовляющие бисер
ИЗО – картины выполненные вышивкой бисером.
Материально-техническое оснащение
-демонстрационный материал по видам отделки;
- кластер;
- изделия изготовленные из бисера.
Используемая литература:
«Браслеты из бисера и шнуры», М. «Алма-пресс», Санкт – Петербург «Валери – СПД» 1999г.
«Сделай сам» № 2 М.Издательство «Знание», 1992г., Э.Н. Литвинец «Забытое искусство» (о бисере)
«Энциклопедический словарь иностранных слов.
Ход занятия
1.Организационная часть
2.Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся
3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний
4.Ознакомление с новым материалом
5.Текущий инструктаж. Выполнение практической работы.
6.Анализ. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
I.Организационная часть
А) организация рабочего места;
Б) приветствие;
В) проверка отсутствующих.
II.Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Ситуация на размышление.
- Девочки, посоветуйте мне, как поступить в данной ситуации. У меня две девочки – двойняшки, я купила им на базаре две одинаковые юбки. Но девочки не хотят носить совсем одинаковые юбки, что мне сделать?
(вышить разные виды вышивок, отделать пуговицами, нашить аппликацию и т.д.)
- Т.е. одним словом нанести декоративную отделку на юбочки.
Тема сегодняшнего урока «Отделка поясных швейных изделий»
III.Воспроизведение и коррекция опорных знаний
- А кто мне сформулирует, что такое отделка?
(украшение, оформление внешнего вида изделия, придание изделию оригинальности, неповторимости)
- Какие виды отделки поясных изделий вам известны?
* аппликация
* кожаный ремень, пояс, пряжка,
* брошь
* вышивка (нитками, бисером)
* отделка фурнитурой.

- Молодцы, правильно, а теперь давайте раскроем такие понятия как аппликация, вышивка, фурнитура. И так, что мы подразумеваем, под словом аппликация, что это такое?
(нашивание различных кусочков ткани, различными видами стежков)
- Вышивка как вам известно бывает двух видов: вышивка бисером и вышивка нитками. Что такое вышивка нитками?
(создание определенного орнамента или рисунка путем различных видов стежков по ткани)
- Что такое вышивка бисером?
(создание определенного орнамента или рисунка посредством нашивания бисера на ткань)
- А что такое бисер?
(бисер – это мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстиями для проведения нити)
- Что такое фурнитура?
(к фурнитуре относятся различные виды застежек: тесьма молния, пуговицы, кнопки, крючки, а так же блочки, карабины и другие элементы отделки)
Во время перечисления видов отделки детьми учитель демонстрирует на стенде различные виды отделки и перечисляет, чтобы дети могли отличать одну отделку от другой.
- Девочки, и так, отделывать юбочку фурнитурой, означает пришить фурнитуру на изделие.
Что такое фурнитура мы выяснили, а что означает термин пришить?
Пришить – прикрепить фурнитуру, отделку на изделие строчкой постоянного назначения.
- А какого цвета мы используем нитки во время пришивания фурнитуры?
(нитки используются в цвет отделки)
- Если цвет отделки совпадает со цветом юбки, или изготовлена из металла то в цвет юбки. Пуговички, различные украшения чаще всего подбираются в цвет с изделием, цвет отделки должен гармонировать с основным цветом юбки. А сегодня на уроке мы научимся пришивать бисер.
Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждый стол – это отдельная группа. Я вам раздам листочки, по одному, на каждый стол. Посмотрите, по середине листочка написано слово бисер, и за две минуты вы должны всей группой написать на этих листочках, как можно больше слов ассоциирующихся с этим словом.
Учитель раздает листочки, учащиеся приступают к работе.
- Посчитайте, и скажите, какое количество слов вы придумали?
(учащиеся по столам отвечают)
- Сейчас вы будете говорить по одному слову по очереди, каждая команда, а я буду их записывать на доске. И так начнем с первой команды.
(учащиеся по очереди называют, преподаватель записывает)
VI.Ознакомление с новым материалом
- А как вы думаете, у бисера есть своя история?
- Девочки сейчас нас с ней познакомят.
Вызываются по очереди девочки, приготовившие доклады о бисере:
1.История возникновения бисера
2.Уход за вышитыми бисером изделиями.
- Давайте дополним кластер новыми словами, которые возникли у вас после сообщений девочек.
(учащиеся называют, учитель дополняет записи на доске)
- Какие два вида выполнения изделий бисером вам известны?
(вышивка бисером и бисероплетение)
Демонстрируются работы вышивки бисером и бисероплетением.
- Чем они отличаются друг от друга?
(- при вышивке бисер пришивается к ткани иглой и ниткой;
- при бисероплетении – изделия плетут, используется проволока или леска).
- А сегодня мы с вами украсим лоскут ткани монограммой вышитой бисером
(учитель демонстрирует монограмму вышитую бисером)
- Девочки, как вы думаете, что такое монограмма?
(монограмма в переводе с латинского означает сплетение начальных букв имени и фамилии в виде вензеля. Вензель – это иностранное слово взятое из польского языка и оно в свою очередь означает начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор. Еще не так давно модно было подписывать, монограммами белье, одежду, предметы личной гигиены (носовые платки)
Учитель демонстрирует изделия с монограммой.

- Как вы думаете, где сейчас используются монограммы?
(ученики отвечают)
- Художники подписывают свои картины, гравюры, подписывают дорогие ценные личные вещи (например: табакерки, именные часы), модельеры в домах мод подписывают эксклюзивные модели своих коллекций. Чтобы вышить красиво монограмму необходимо сначала ее нарисовать на листочке, по этому в начале мы с вами потренируемся, каждый в своей тетради нарисует монограмму. Затем члены стола выбирают лучшую и отрисовывают ее на листочке (листочки по одному на стол я раздам). Сегодня у нас суббота и месяц март, давайте для монограммы возьмем буквы С.М. На эту работу даю вам 3 минуты.
(учащиеся отрисовывают в тетради монограммы, выбирают лучшую и отрисовывают на листочке, учитель собирает листочки и демонстрирует их всему классу)
V.Текущий инструктаж. Выполнение практической работы.
- Прежде чем мы приступим к практической работе, нам необходимо повторить технику безопасности с иглой и ножницами.
(учащиеся отвечают)
- А теперь в тетради вы нарисуете монограмму состоящую из ваших первоначальных букв имени и фамилии. Затем аккуратно простым хорошо наточенным карандашом перенесете на свой лоскут ткани. Когда монограмме к вышиванию бисером. Правильно бисер пришивают швом назад иголку.

(учитель демонстрирует на эскизе, затем показывает наглядно практически, учащиеся садятся на свои рабочие места и приступают к работе. Учитель проводит текущий контроль. В конце урока учитель выбирает наиболее удавшиеся работы и демонстрирует всему классу.
VI.В конце урока проводится рефлексия.
1.Что для вас сегодня было необычным на уроке?
2.Что вам особенно запомнилось из этого урока?
3.А что вам не понравилось?
4.Что бы вы еще хотели узнать новое о бисере?
5.Что бы вы теперь хотели сделать из бисера?