Конспект урока.Практическая работа Получение, собирание, распознавание газов
Урок «Получение, собирание и распознавание газов».
Практическая работа № 5
Цели урока:
Обучающие: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания;
Развивающие: продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать за ходом реакций и делать выводы.
Оборудование: компьютер, презентация урока, пробирки, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки; растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор,
Ход урока.
1. Актуализация знаний: у учащихся на столах рабочие листы с заданиями:
Определяем цели и задачи урока: способы получения и распознавания газов.
1 вариант: определить по свойствам, о каком газе идет речь
- самый распространенный элемент на нашей планете образует молекулу этого газа, это газ без цвета и запаха, поддерживает горение, необходим для дыхания; (кислород)
- это самый легкий газ, он в 14 раз легче воздуха, не растворим в воде, смесь с воздухом горит с характерным лающим звуком. (водород)
2 вариант: определить по свойствам, о каком газе идет речь
- бесцветный, не имеющий запаха, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворим в воде, при испарении образуется «сухой лед»; (углекислый газ)
- бесцветный газ с резким запахом, почти в 2 раза легче воздуха, хорошо растворим в воде, раствор которого применяется в медицине; (аммиак)
2. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; сообщение темы и цели урока).
3. Инструктаж по технике безопасности. / Беседа по ПТБ
1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).
2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).
3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать аккуратно, пользуясь пипеткой и только в нужном количестве).
4. От чьей спиртовки можно зажечь свою? (Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки. Её можно зажигать только спичкой).
5. Как нужно обращаться со стеклянной посудой при сборе газообразных веществ?
Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.
4. Инструктаж по работе.
Практическую работу вы будете выполнять по инструкции и по вариантам.
В соответствии с вашим вариантом:
дайте название практической работе,
сформулируйте цель,
определите оборудование и реактивы,
при оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения(в таблице)
Оформление работы
№ Оборудование, реактивы Что делали Что наблюдали Уравнение реакции Выводы сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа
запишите вывод по работе.
По окончании работы навести порядок на рабочем месте, и сдать оборудование и материалы.
5. Выполнение работы.
Задание №1 для 1 варианта.
«Получение, собирание и распознавание водорода».
1. В пробирку поместить две гранулы цинка.
2. Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
3. Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра.
4. Через 4 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
5. Что можно сказать о чистоте собранного водорода?
Чистый водород взрывается с глухим хлопком.
6. Почему водород собирают в перевернутую пробирку?
Задание №2 для 1 варианта
«Получение, собирание и распознавание кислорода».
Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия, отверстие пробирки закрыли пробкой с газоотводной трубкой.
Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.
Внесите тлеющую лучину в пробирку с газом. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
Задание №1 для 2 варианта
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа».
1. В пробирку поместить кусочек мрамора.
2. Прилить к мрамору 4 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции в молекулярной и ионной форме.
3. Приготовьте тлеющую лучину.
4. Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?
5. В пробирку налейте 2 мл. раствора известковой воды.
6. Используя стеклянную трубку, осторожно пропустите через неё полученный газ в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции.
Эта реакция является качественной на углекислый газ.
Задание "2 для 2 варианта.
«Получение, собирание и распознавание аммиака».
1. В пробирку поместить смесь хлорида аммония и гидроксида кальция.
2. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, дпругой конец которой помести в пустую перевернутую пробирку.
2. Укрепить пробирку на лапке штатива, нагреть
4. Для обнаружения используйте стеклянную палочку смоченную соляной кислотой или фенолфталеиновую бумажку.
6. Оформление работ. Уборка рабочего места.
7. В ходе урока учащиеся заполняют оценочный лист
ФИО ученика______________________
№п/пКритерии оценивания Баллы ученика(0-5) Баллы учителя(0-5)
1. Умение ставить цель работы 2. Знание правил ТБ 3. Выполнение правил ТБ в ходе практической работы 4. Самостоятельность выполнения практической работы 5. Правильность оформления практической работы 6. Умение работы в группе 7. Трудности, возникшие в ходе выполнения ПР (перечислить):
8. Задание на дом: повторить материал по теме «Неметаллы»
9. Подведение итогов урока